Проект-презентация на темуОбраз Кощея Бессмертного в русских народных сказках


Проект- презентацию подготовил:Догуев Э.А. 2016 г.«Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках» Цель проекта: проанализировать сказки и определить роль Кощея Бессмертного Задачи:изучить сказки, где присутствует Кощей Бессмертныйпознакомиться с происхождением имени персонажаизучить его роль в сказке Гипотеза исследования:Образ Кощея Бессмертного – олицетворение зла в сказке   Содержание 1. Сказки о Кощее 2. Происхождение слова «кощей» 3. Внешность Кощея Бессмертного в сказках 4. Заключение 5. Список литературы сказка "Кощей Бессмертный" В русской народной сказке "Кощей Бессмертный" сын идет искать свою мать, которую утащил Кощей. Нашел ее, конечно, и просит, чтобы мать выспросила у Кощея, где смерть его находится. На что Кощей ей отвечает:      - У меня смерть,- говорит он,- в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.      Тогда пошел Иван искать смерть Кощееву. По дороге не убил Волка, Ворона и Щуку. Они ему помогли добраться до дуба, поймать зайца, утку, и достать оброненное им в море яйцо.     В то время прилетел Кощ Бессмертный и говорит:      - Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет!   - Что ты, Кош? У меня никого нет,- отвечала мать Ивана-царевича.      Кош опять и говорит:     - Я что-то не могу!  А Иван-царевич пожимал яичко: Коша Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит:      - Вот, Кош Бессмертный, твоя смерть! Тот на коленки против него и говорит:      - Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен.      Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко - и Кош Бессмертный умер".       «… - Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет!   - Что ты, Кош? У меня никого нет,- отвечала мать Ивана-царевича…»   «…Тогда пошел Иван искать смерть Кощееву. По дороге не убил Волка, Ворона и Щуку. Они ему помогли добраться до дуба, поймать зайца, утку, и достать оброненное им в море яйцо…»  «…А Иван-царевич пожимал яичко: Коша Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит:      - Вот, Кош Бессмертный, твоя смерть! Тот на коленки против него и говорит:      - Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен.      Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко - и Кош Бессмертный умер….» сказка "Марья Моревна" «…глянул - а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Просит Кощей у Ивана-царевича: - Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил - совсем в горле пересохло! Царевич подал ему ведро воды, он выпил и еще запросил: - Мне одним ведром не залить жажды, дай еще! Царевич подал другое ведро; Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро - взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал..». «… И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе. А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу…» «…Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кощея выспрашивать. Кощей сказал: - За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга; у ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у ней и других славных кобылиц; я у ней три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то баба-яга дала мне одного жеребеночка. - Как же ты через огненную реку переправился? - А у меня есть такой платок - как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет! Марья Моревна выслушала, пересказала все Ивану-царевичу и платок унесла да ему отдала..». «…конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову …» «… царевич доконал его палицей. После того положил царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и пепел его пустил по ветру…» «…Марья Моревна села на Кощеева коня, а Иван-царевич на своего, и поехали они в гости сперва к ворону, потом к орлу, а там и к соколу. Куда ни приедут, всюду встречают их с радостью: - Ах, Иван-царевич, а уж мы не чаяли тебя видеть. Ну, да недаром же ты хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всем свете поискать - другой не найти! Погостили они, попировали и поехали в свое царство. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать». сказка"Царевна-Лягушка"  «…- Знаю, знаю, - говорит ему баба-яга, - твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно ее будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет». Вдруг откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц - и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на нее селезень кинулся; как ударит ее - утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море... Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у нее конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею умереть.    Происхождение слова «Кощей» В энциклопедии "Мифы народов мира" сказано, что кощей - это значит "пленник", "раб" ( в переводе с тюркского языка) и связано, скорее, с рабством не самого Кощея, а девушек и юношей, которых он похищал. Потом имя нарицательное стало именем собственным. И теперь мы знаем только одного Кощея - Бессмертного. В восточнославянской мифологии он злой чародей, смерть которого находится на конце иглы, а та игла в яйце, и т.д. Об этом мы уже знаем.     Иногда Кощея называют Кошь (или Кош), что значит корзина, короб, а с другой стороны - жребий, судьба. Сравните наши слова "кошелек", "кошелка", они тоже являются емкостями для хранения чего-то (в том числе и денег, которые очень влияют на нашу судьбу). На средневековом русском языке «кощей» - тот, кто ведает лошадьми в дружине князя, кто ведёт запасную лошадь для князя (Словарь русского языка XI-ХII вв.)   В «Памятнике старославянского языка» слово "кощь" ("кошть") попадается исключительно в значении сухой, тощий, худой телом ВНЕШНОСТЬ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО Заключение Образ Кощея Бессмертного- царя, раба, колдуна – олицетворение зла в русских народных сказках. Он не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото.   И не жадный, и не злой я,    А вот такой:     Как увижу что чужое,     Так сам не свой … СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1."Сборник русских народных сказок" ; издательство «Детская литература»:- сказка "Кощей Бессмертный"- сказка "Марья Моревна"- сказка "Царевна-Лягушка"2. Энциклопедии "Мифы народов мира"3. Интернет - ресурсы: nsportal.rufestival.1september.ruarticles/564615/ pandia.ru Спасибо за внимание !