ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Мастер — класс. «Мнемонические приёмы в применении правил орфографии».


ПРЕЗЕНТАЦИЯ.Мастер - класс.«Мнемонические приёмы в применении правил орфографии». Добрынина Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шенкурская СШ». г. Шенкурск. Задачи: Развитие памяти, внимания, умениявыделять главное; повышение эффективностизапоминания информации. Мнемоника (от греческого Мнемозина - богиня памяти). Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов,облегчающих запоминание нужной информации иувеличивающих объём памяти путёмобразования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания. Интересные факты: Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой (Френсис Бэкон: «Knowledge itself is power», «Знание само по себе — сила»), способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко. Например, книги по мнемонике писал Джордано Бруно. В своих показаниях трибуналу инквизиции он сообщает, что напечатал во Франции книгу о памяти под названием «О тенях идей». Учитывая то, что Бруно приглашал к себе король Генрих III (король Франции), желая выяснить — откуда у него столько знаний, следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания. Основные приёмы: 1) Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.2) Рифмизация(Запоминание длинных терминов или иностранныхслов с помощью созвучных).3) Нахождение ярких необычных ассоциаций(картинки, фразы), которые соединяются сзапоминаемой информацией.4)Метод Цицерона на пространственное воображение.5) Метод Айвазовского, основанный на тренировке зрительной памяти.6) Методы запоминания цифр:закономерностизнакомые числа История возникновения мнемоники Основателем мнемоники одни считают Пифагора, другие — Симонида (ум. в 469 до хр. э.). В сочинениях римлян Цицерона и Квинтилиана мы находим изложение мнемонической системы. В Средние века мнемоника становится преимущественно достоянием духовенства, и только в 13 в. Рожер Бэкон составил и опубликовал свой известный трактат об искусстве запоминания. Эпоха Возрождения сопровождалась широким распространением мнемоники. Ею занимаются такие большие ученые, как Д. Бруно, Люллий и др. В начале 19 в. появляется ряд систем мнемоники (Кестнер, Аретин, Пари и др.). Система Ревентлова в середине 19 в. даже была введена в ряде школ как предмет преподавания. К концу 19 в. мнемоника приходит в упадок, т. к. не оправдывает возлагавшихся на нее надежд. Область практического ее применения ограничивается в связи с развитием, стенографии и т. д. История возникновения мнемоники Мнемоника в России имела периоды взлета и падения. То ее вспоминали, то забывали. С 1912 по 1923 директором Московского психологического института был тот самый Челпанов Г.И., который еще в 1903 году написал книгу по своим лекциям, полностью разгромившую мнемонику. Его доводы было более убедительны и логичны чем у Квинтиллиана. И мнемонику похоронили. В 60-х годах прошлого века вышла книга Сергея Иванова "Отпечаток Перстня" (ранее детский вариант "В лабиринтах Мнемозины") которая была просто суперинтересной, но следовала общей линии советской психологии. В журнале "Наука и Жизнь" в 1966 году напечатали отрывок из книги Перельмана за 1925 год, где мнемоника преподносилась как нечто секретное из арсенала фокусников. Спустя несколько лет Перельман был снова забыт, и читать то, что появлялось в "Науке и Жизни" под соусом мнемоники, просто страшно. В середине двадцатого века, почти одновременно, вышла в Англии книга Френсис Йейтс "Искусство памяти" и в России книга А. Лурии "Маленькая книжка о большой памяти". В современной трактовке  мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов, определённых в данной конкретной мнемонике. Правило: Если в настоящем или в будущем времениглагол оканчивается на –ываю (-иваю), то внеопределённой форме и в прошедшемвремени надо писать суффикс - ыва – (-ива-). Если в настоящем или в будущем времениглагол оканчивается на –ую (-юю), то внеопределённой форме и в прошедшемвремени надо писать суффикс - ова – (-ева-).Советовать, советовал – советую.Опаздывать, опаздывал – опаздываю (не на –ую). № 48. Правило: Какую букву выбираем , Когда сомненья налицо?Глагол попробуем поставить Мы сразу в первое лицо.Танцевать- а я танцую,Рисовать – а я рисую,Рассказывать- рассказываю,Показывать- показываю.Если суффикс потерялся- -ОВА- -ЕВА- пишем смело,Коль на месте он остался--ЫВА- -ИВА-: вот в чём дело! -ЫВА- -ИВА- Можно преобразовать правило в схему. Танцевать- танцую, -ОВА- -ЕВА- Рисовать –рисую,Рассказывать- рассказываю,Рассматривать- рассматриваю. Прилагательные в превосходной степени. Превосходная степень прилагательных имеет две формы: простую и составную.Простая форма превосходной степени образуется путёмприбавления к основе начальной формы прилагательногосуффикса -ЕЙШ- (-АЙШ-),например: справедливый- справедливЕЙШий.Перед -АЙШ- происходит чередование согласных, например:глубокий - глубочАЙШий. Эта форма прилагательных чащевсего употребляется в книжной речи. Прилагательные в формепростой превосходной степени склоняются.Составная форма превосходной степени представляетсобой сочетание слов самый, наиболее и начальной(исходной)формы прилагательного, например: самый справедливый,наиболее строгий. В составной превосходной степениприлагательных неизменяемым является слово наиболее,например: в наиболее недоступном месте.Прилагательные в форме превосходной степени в предложениичаще всего бывают определениями. самый, наиболее + нач. форма.самый справедливый,наиболее строгий.Склоняются (кроме слова наиболее). В наиболее недоступном месте.В предложении – определение. н.ф. + - ЕЙШ- н.ф. (к/ч, г/ж) + -АЙШ-Сильный - сильнейшийГлубокий - глубочайшийСклоняются, употребляются в книжной речи. В предложении – определение. Превосходная степень: простая составная Правило: Буквы И-Ы после Ц. Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на –ЦИЯ.Буква Ы после Ц пишется:А) в окончаниях и суффиксах;Б) в корнях слов-исключений цЫплёнок, цЫган, цЫкнуть, на цЫпочках.Цифра, лекция (на –ция);с улицы, сестрицын; цыганский (искл.) № 15. Буквы И-Ы после Ц. Если в суффиксе сомненье,Если слово – исключенье,После Ц всегда пиши Смело только букву Ы!В окончании ты тожеБукву Ы поставить можешь. А вот в корне, посмотри,Чаще пишут букву И.И в словах на -ЦИЯ нужноБукву И писать всем дружно! И Ы Буквы И-Ы после Ц. Цирк НацияСиницынХрабрец ыцЫган, на цЫпочках,цЫплёнок,цЫкнуть,цЫц Правило: О-Ё после шипящих в корнях слова. В корне слова после шипящих под ударением пишется Ё, а не О.Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.Жёрдочка. Крыжовник (искл.)№ 14.Для существительных, прилагательных. Под ударением ОВ словах – исключенияхШорох, шов, крыжовник, капюшон, шомпол, шоколад, шоссе, шофёр, Под ударением ЁЖёлтый, шёлк,чёрный, щётка. ЖШЧЩ ЖШЧЩ О-Ё после шипящих в корнях слова. О-Ё после шипящих в корнях слова. В корне слова, без сомненья,Ё пиши под удареньем.А вот в слове – исключенииО пиши без промедления! Правило: Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных После шипящих и Ц в окончанияхсуществительных под ударением пишетсябуква О, без ударения – буква Е. / /ВРАЧОМ, СВИНЦОМ, / /ТОВАРИЩЕМ, ПОЛОТЕНЦЕМ.(У прилагательных похожее правило) № 18. Правописание О-Е после шипящихи Ц в окончаниях существительных Чтобы не было сомненья,Ставим в слове ударенье. /В существительном КОЛЬЦ ОМВ окончании пишем О. /В существительном УДАЧ ЕЙЕ напишем, не иначе! / ____ Е О Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. ЖШЧЩЦ Правописание О-Е после шипящих в суффиксах сущ., прил., наречий После шипящих под ударением в суффиксахимён существительных пишется буква О, безударения – буква Е. / / / / /Снежок, горошек, ручонка, зайчонок, крошечка(Похожее правило у прилагательных инаречий) № 35 Правописание О-Е после шипящих в суффиксах сущ., прил., наречий (искл. ЕЩЁ). Ну и буквы! Все шипят,Только путают ребят.А что в суффиксе поставить – О иль Е - не говорят!Но мы знаем без сомненья:Пишем О под удареньем,Пишем Е без ударенья,-Вот и кончились волненья!Но в наречии ЕЩЁМы напишем букву Ё! / ____ Е О Исключение- наречие ЕЩЁ Правописание О-Е после шипящих в суффиксах сущ., прил., наречий (искл. ЕЩЁ). ЖШЧЩ Потренируемся: парч…выйдевч…нкаточ…чкапеч…чкакаблуч…кпальц…впевуч…могуч… Холщ…вый торц…вый шапч…нка плюш…вый червяч…к кумач…вый еж…вый хорош… Проверим: парчОвыйдевчОнкаточЕчкапечЕчкакаблучОкпальцЕвпевучЕмогучЕ ХолщОвый торцОвый шапчОнка плюшЕвый червячОк кумачОвый ежОвый хорошО Познавательные УУД логические, включая знаково-символические действия обще-учебные, включая специально-предметные действия постановка и решение проблем Познавательные УУД Метод работает! Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий.  И в заключение: Учительство - когда в глазах холодных Зажжется понимания заря, И ты поймешь: старался не бесплодно И знания разбрасывал не зря.  Использованные ресурсы: Теоретический материал об основных приёмах и возникновении мнемоники взят из Википедии.https://ru.wikipedia.org/wiki/Мнемоника