Презентация по литературе на тему Жизнь и творчество А.К.Толстого


С картины Карла Брюллова на нас смотрит красивый безмятежный юноша с нежным цветом лица и стройной атлетической фигурой. Большинство современников вспоминали молодого А. К. Толстого именно таким: «...Красивый молодой человек с белокурыми волосами и румянцем во всю щеку. Нежность и деликатность настолько проникали его фигуру, что он похож был на красную девицу» (В. А. Инсаров). Но «красная девица» перебрасывает двухпудовую гирю через одноэтажный дом, пальцем вгоняет гвоздь в стену, легко разгибает подкову и узлом завязывает кочергу... Род Толстых (по отцовской линии) ведет свое начало от полулегендарного литовца Индроса, появившегося в России при Иване III и получившего прозвище «Толстый», которое стало фамилией. Фамильная галерея Прежде чем начать разговор о матери Толстого, Анне Алексеевне Перовской, необходимо вновь бросить взгляд на историю. Императрица Елизавета Петровна, очарованная красотой и голосом певчего Алексея Розума, делает его своим фаворитом и тайно венчается с ним. Так возникает дворянский род Разумовских, брат Алексея - Кирилл - становится гетманом Украины и президентом Российской Академии наук, его сын Алексей Кириллович – сенатором при Екатерине II и министром народного просвещения при Александре I. Его незаконнорожденные дети, среди которых и Анна Алексеевна, получают дворянское достоинство и фамилию Перовские (по названию подмосковного имения). Линии Толстых и Перовских пересеклись 24 августа 1817 года, когда в Петербурге появился на свет Алексей Константинович. Константин Петрович, служащий Ассигнационного банка, был мягким и добрым человеком, Анна Алексеевна же – наоборот, унаследовала от отца жесткий характер и не терпела компромиссов. Детство Толстого прошло среди живописной природы Малороссии, позднее вдохновившей его на множество замечательных стихотворений. Главный воспитатель маленького Толстого -дядя Алексей Перовский. Он приобщил Толстого к мировой культуре, приохотил к чтению, был первым слушателем, редактором и цензором детских опытов Алеши в стихах. Своему любимому племяннику Погорельский посвятил нравоучительную фантастическую повесть «Черная курица, или Подземные жители». Широко известный в писательских кругах, он в какой-то степени подготовил и облегчил путь Толстого в литературу, показывал его произведения Жуковскому, но до первой публикации своего воспитанника не дожил (умер в 1836 году). Писать Толстой начал рано, по собственным воспоминаниям, с шести лет. Правда, еще раньше он начал читать и мечтать – и это отразилось в его первых стихотворных опытах. Литературный дебют писателя состоялся в мае 1841 года, когда в Петербурге отдельным изданием вышла его фантастическая повесть «Упырь». Псевдоним Толстой выбрал по названию родного села, подписавшись Краснорогский. Каким же предстает перед читателями автор «Упыря»? В. Г. Белинский, к примеру, увидел его талантливым молодым человеком, пылкая фантазия которого «еще не успела умериться опытом жизни». Однако невероятные фантастические события, описанные в повести, не только удивляют, но и заставляют задуматься о таинственных законах мироздания. Ничего на земле не проходит бесследно, за каждый поступок, слово, мысль человек должен нести ответственность. По сути, перед нами не пустой фантазер, а глубокий мистик, уверенный в нравственной закономерности любого чуда. Именно этот человек впоследствии напишет драматическую поэму «Дон Жуан» (1862 год). Природа для поэта – источник почти неуловимых душевных движений, просветлений, открытий. В толстовской лирике создана философия любви. Она делает человека Человеком, открывая лучшее, что есть в его душе.Кстати сказать, А. К. Толстой – пожалуй, самый музыкальный из всех русских поэтов: более ста его произведений стали песнями и романсами. В балладе «Алеша Попович» (1871 год) проникновенно показано чудесное воссоединение поэтического слова и музыки.Толстой - патриот своей дальней отчизны. К нему приходят вечные образы, «неземные рыдания», «невидимые формы». Он не творит их, а лишь попытается воссоздать. В своей лучшей поэме « Иоанн Дамаскин» (1858 г.) Алексей Константинович рисует образ истинного художника – певца, призвание которого несовместимо с «богатством, силой, славой, честью». Козьма Прутков Возвышенный лирик сменяется блестящим юмористом. О юношеских проделках Алексея Константиновича и его двоюродных братьев Жемчужниковых по Петербургу ходили легенды. К примеру, такая: один из шутников, переодевшись во флигель-адъютантский мундир, объехал ночью всех главных петербургских архитекторов с известием, что провалился Исаакиевский собор и рано утром им всем надлежит явиться к императору.Так рождается самая знаменитая литературная мистификация XIX столетия – Козьма Прутков. А. К. Толстой и братья В. М. и А. М. Жемчужниковы постарались максимально отделить от себя собственное творение, наделить его самостоятельным характером, даже придумали биографию и родословную своему герою. Личная жизнь А. К. Толстого полна внутреннего драматизма, который добавляет к портрету новые черты.В 1836 году его любовь к княжне Елене Мещерской вызывает ревнивое недовольство матери; как послушный сын, он совершает свой выбор и подчиняется воле Анне Алексеевне, которая срочно определяет сына в русскую миссию при германском сейме, действуя по принципу «с глаз долой – из сердца вон». Позднее у нее появится более грозная соперница.С Софьей Андреевной Миллер Толстой встретился «средь шумного бала, случайно» в январе 1851 года. Встретились они навсегда: незаурядная женщина пленила графа своим обаятельным умом, широкой образованностью, тонким чувством прекрасного. Отныне ей посвящены все помыслы Толстого, его душа, страсть и любовная лирика. Но Софья Андреевна замужем. Ее муж, полковник-кавалергард Л. Ф. Миллер, с которым она давно не живет, не дает развода. Естественно, и мать Толстого против такого увлечения, тем более брака. Алексею Константиновичу тяжело, ведь ему нужно выбирать между самыми дорогими ему людьми, и выбора он так и не сделает. Смерть матери освобождает Толстого от нравственных мучений, а согласие Л. Ф. Миллера на развод – от церковных препятствий. Влюбленные венчаются 3 апреля 1863 года в православной церкви Дрездена: Алексей Константинович и Софья Андреевна ждали друг друга 12 лет.Очень сложно составить определенное мнение о личности графини С. Т. Толстой и о ее влиянии на судьбу мужа. Некоторые видят в ней музу и преданного друга Алексея Константиновича, другие же Подчеркивают в ней черты мучительницы и злого гения поэта. Как бы то ни было, Софья Андреевна до конца жизни оставалась для своего мужа не только объектом вдохновения, но и самым авторитетным критиком. Дар-это всегда ответственность, за него рано или поздно приходится расплачиваться. Особенно остро почувствовал это Алексей Константинович к концу жизни, когда пошатнулось его богатырское здоровье. Мучительные невралгические боли, долгое и безуспешное лечение за границей добавляют в автопортрет Толстого страдальческие черты. Жизнь его превращается в борьбу с болью, смерть кажется избавлением... И хоть Господь не И хоть Господь не дает выбора – где родиться, каждый человек волен решать – где умирать. А. К. Толстой умер в России, в своем любимом имении Красный Рог. Бессмертие началось 28 сентября 1875 года. Толстой всегда уверен в себе – и это главное. Не надевая масок, он широко и щедро дарит нам богатства своей души, а его лира органически неспособна издавать фальшивые звуки – слишком верный камертон у сердца поэта. В такие лица хочется вглядываться, с такими личностями хочется общаться. И кажется, что сам становится лучше. Полезно, не правда ли?А. В. Федоров