Презентация Звуковой аналитико — синтетический метод обучения грамоте в его современном виде


ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В ЕГО СОВРЕМЕННОМ ВИДЕПодготовила магистрант группы МЗНО- 15 Ларченко Ирина Валерьевна ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД Основные принципы метода:- c точки зрения целей формирования личности1. Обучение грамоте носит воспитывающий характер, задачи воспитания реализуются через использование материалов букваря и азбуки. 2. Обучение носит развивающий характер, обеспечивающий умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе через речевые упражнения; оно опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, требует высокого уровня сознательного чтения. - с точки зрения психолого-лингвистической:1. Обучение опирается на живую речь учащихся, на имеющийся речевой опыт, на образцовые тексты; включает систему развития речи. 2. За основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним). 3. Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха. 4. В качестве единицы чтения берется слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа русской графики). 5. Особое внимание уделяется слоговой работе: чтению и произношению слогов, использованию слоговых таблиц. 6. Вводится слого-звуковой анализ слова, в процессе которого не только выделяются звуки, но и устанавливается их количество и последовательность, определяются связи между ними. - с точки зрения организационной:1. Устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв (по частотному принципу). 2. Выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения. 3. Письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним. 4. Систематически вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования, орфографии (на практической основе). Принципы, которые сформировались сравнительно недавно или же находятся в процессе становления- с точки зрения приемов обучения:1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в связи со значительными различиями в их общем развитии и в готовности к чтению и письму. 2. Введение элементов моделирования. 3. Использование моделей слогов, слов, предложений. Схема для изучения речевой готовности к школе:1. Умение читать: а) Читает целыми словами. б) Читает по слогам (аналитическое чтение). в) Читает по буквам (неправильный навык чтения). г) Знает не менее половины букв, но не читает. д) Знает менее половины букв, не читает, е) Знает лишь отдельные буквы.  2. Умение писать:а) Умеет писать все буквы, пишет слова (печатные или письменные).б) Умеет писать лишь некоторые буквы (печатные или письменные).в) Не умеет писать вовсе.3. Готовность к звуковому анализу:а) Правильно указывает ударный слог (или звук).б) Делит слова на слоги.в) Выделяет звуки в слове или в слоге.г) Правильно произносит все звуки.д) Неправильно произносит звуки (указать какие),е) Громкость речи, дикция. 4. Устная связная речь. Чтение стихотворений наизусть:а) Знает не менее трех стихотворений, охотно их читает.б) Знает одно-два стихотворения. Читать стесняется.в) Стихов наизусть не знает вовсе.5. Устная связная речь. Рассказывание сказок:а) Умеет рассказывать одну или несколько сказок.б) Пытается рассказать, но неудачно.в) Не умеет и не пытается рассказывать сказку. 6. Устная связная речь. Размеры высказываний («Расскажи, что ты видишь на картинке»):а) Связный рассказ, более 20 слов, несколько предложений.б) От 10 до 20 слов, несколько предложений.в) Связный ответ до десяти слов.г) Односложный ответ из двух-трех слов. Задачи добукварного периода:  ознакомление детей со школой, с ее требованиями, правилами; изучение детей учителем; знакомство с первой учебной книгой — букварем, с тетрадью, разлиновкой, с другими пособиями и орудиями письма; развитие речи — работа над словом, предложением, рассказом; первые упражнения, тренирующие руку для письма; звуковой анализ, знакомство со звуками, развитие фонематического слуха.  Работа,проводимая на уроках чтения и письма в добукварный период.Речь. Беседа, составление предложений, рассказы учащихся. Ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Составление предложений по серии картинок. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке, пересказ (на основе умений, полученных в детском саду). Слово. Новые слова: Родина, Москва, столица, Кремль, Мавзолей, В. И. Ленина. Тематические группы слов: учебные предметы (принадлежности); игрушки; инструменты; цветы; грибы; птицы; овощи; одежда; посуда; мебель и т. п. Выделение слова из предложения. Чтение. Чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение стихов, заученных детьми до школы. Инсценирование сказки. Знакомство с «Букварем», «Спутником букваря», другими детскими книжками.Детское чтение (читают дети, которые уже умеют читать).  Фонетика и грамматика. Выделение предложений из речевого потока. Выделение слов. Деление слова на слоги, выделение ударного слога. Односложные, двусложные и трехсложные слова. Выделение звуков: первый звук в слове; из каких звуков состоит слог и т. п. Произнесение отдельно взятых звуков в слогах (ау, ум, шар, луна и т. п.).Письмо. Свободное рисование. Знакомство с тетрадью, с разлиновкой. Правила посадки. Держание ручки. Письмо. Букварный периодПервый этап букварного периодаего основные задачи:а) звуковой анализ слов и слогов; выделение звука из различных позиций в слове; последовательность звуков в слове; отчетливое произношение отдельного звука, его артикулирование и пр., работа по развитию фонематического слуха; выделение гласных звуков, ориентировка на них при чтении слога;б) формирование основ слогового чтения — обучение чтению прямых двухбуквенных, а затем обратных (закрытых) двухбуквенных слогов;  в) письмо букв, обозначающих усвоенные звуки; «печатание» букв, слогов и слов, указание ударного слога Второй этап букварного периодаВ звуковом и буквенном анализе и синтезе новым является: а) выделение мягких согласных, их сопоставление с твердыми, анализ примеров, в которых выявляется смыслоразличительная функция твердости-мягкости согласных (Мила мыла); б) появляются звуки с более сложной артикуляцией, чем на первом этапе: мгновенные, взрывные к, п, т и др., губно-зубной в, среднеязычный и; следовательно, на этом этапе усложняется артикуляционная работа, значительно большее место занимает сочетание звуков; в) вводятся звонкие и глухие согласные,— следовательно, проводится сопоставительная работа в парах звонких и глухих согласных; г) на втором этапе встречается много слов, содержащих гласные и согласные в слабых позициях: У Паши, пиши; хорошо — [хърлшб]; молоко — [мъллко]; мороз — [млрос] и т. п Третий этап букварного периодаа) свободно и правильно произносить все звуки как вне слова (если звук может быть произнесен вне слова), так и в слове, в сильных и слабых позициях; б) определять звуковой состав слов, последовательность звуков в слове, разделять слово на слоги, указывать ударный слог; в) составлять слова из букв разрезной азбуки, а также записывать слова, если в них нет существенных расхождений звукового и буквенного состава; г) различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; д) знать все буквы, соотносить их со звуками, знать, какая буква как читается в разных позициях;  е) читать слогами (не по буквам!), т. е. владеть слоговым, или позиционным, чтением всех основных типов слогов: сг, гс, сгс, ссг, ссгс с любым буквенным составом и т. п. в двусложных, трехсложных, четырехсложных словах, доступных для понимания; не исключается, конечно, и чтение целыми словами;ж) соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном прочтении слов и текстов, делать паузы и логические ударения в простейших случаях, соблюдать простейшие интонации;з) понимать прочитанное, что выявляется в ответах на вопросы, в простейших формах пересказа, в выполнении элементарных логических задач Работы, которые обычно широко применяются на уроках чтения- выборочное чтение, раскрытие смысла-иносказания, причинно-следственных зависимостей, выразительное чтение, заучивание наизусть, чтение по ролям, элементы драматизации, озаглавливание, беседу.- совершенствуются основные элементы навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Однако темп чтения не следует форсировать: гораздо важнее работать над правильностью, безошибочностью чтения.   Артикулирование звуков, работа над дикцией Виды упражнений: а) упражнения в громкости произношения: например, произносить слова сало — шило — сало — шило, то усиливая голос почти до крика, то ослабляя его до шепота; б) упражнения в темпе произношения: те же слова сало — шило произносить медленно, все убыстряя темп; в) отработка произношения отдельных согласных звуков, особенно тех, в звучании которых есть у детей дефекты; г) артикуляционная гимнастика; д) упражнения на произношение трудных звукосочетаний; с этой целью используются скороговорки и чистоговорки, их нужно проговаривать быстро, как можно быстрее, обычно по несколько раз подряд: Мама мылом Милу мыла. Сам сшил сапоги. Около кола колокола. Протрубили трубачи тревогу. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. У осы не усы, не усищи, а усики. На дворе трава, на траве дрова. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. Бык тупогуб, тупогубенъкий бычок и мн. др. ПРИЕМЫ АНАЛИЗА И СИНТЕЗААнализ1. Выделение из речи предложений. 2. Деление предложений на слова. 3. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа. 4. Деление слова на слоги, установление их количества. 5. Выделение и изучение нового звука из слога (слова), установление его характеристики: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный. 6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов. 7. Обозначение выделенного звука буквой. Звуко - буквенный анализ слова Синтез 1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание). 2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам. 3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы. 4. Чтение предложений и связных текстов. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Подготовительный период имеет свои цели: – приобщение детей к учебной деятельности; – усвоение звуков в результате анализа звучащей речи; — подготовка к чтению и письму; — выявление степени готовности учащихся к обучению. В подготовительном периоде выделяются две ступени:на первой ступени, безбуквенной, дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слог-слияние. В это же время происходит знакомство с учебной книгой азбукой (букварем), со средствами письма; проводятся первые аналитико-синтетические упражнения и упражнения, тренирующие руку для письма. на второй ступени подготовительного периода изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу. Основной (букварный) период на первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Тексты просты и кратки. Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов. на второй ступени букварного периода учащиеся овладевают быстрой ориентировкой в слого-звуковой структуре слов, закрепляют основные приемы чтения слов, включающих слияние в разных позициях. Обучаются приему выборочного чтения, правильному построению ответов на вопросы, последовательному пересказу прочитанного. на третьей ступени значительно возрастает объем чтения (несколько тестов на одной странице), появляются стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения. Детям разъясняют правила произношения (орфоэпия), наблюдаются некоторые орфографические явления. Больше внимания уделяется развитию связной речи (высказывания по картинке, активизация и обогащение словаря). на четвертой ступени читают много разнообразных текстов, при этом работа приближается к той, которая будет присутствовать на уроках классного чтения ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕДемонстрационные таблицы бывают следующих видов: 1) картинный алфавит, помогающий детям запомнить букву; 2) сюжетные картинки для составления предложений и связных рассказов; сюжетные картинки для составления предложений и связных рассказов; 4) таблицы письменных и печатных букв, используемых на уроках письма. Слоговые таблицы могут составляться по двум принципам: а) на основе гласного: ма, на, ра, та, ла, да, ка, ба;б) на основе согласного: на, ну, но, ны, ню, ни, не, ня Касса букв и разрезная азбука Магнитная азбука ТРЕБОВАНИЯ К УРОКАМ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ общедидактические требования:воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока (какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке?);2) ясность учебной цели урока (что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, какова их мыслительного развития какова будет степень завершенности темы и т.п.);  3) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы; 4) разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы, вариативность работы над материалом, зависимость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики — ее занимательный и игровой характер; 5) организация работы всех учащихся в соответствии с их возможностями, на достаточно высоком уровне их знаний, умений и мыслительного развития; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи (от учащихся — к учителю) на всех этапах урока; 6) обучение детей приемам умственного труда («учить учащихся учиться», тем умениям, которые являются необходимым условием успешного обучения в школе