Презентация по русской литературе на тему Духовная деградация личности по произведению А.П.Чехова Ионыч


Духовная деградация личности по произведению А.П.Чехова «Ионыч» Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного мещанского существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч».Задачи: Образовательная: рассмотреть композицию рассказа, выявить эпизоды, показывающие этапы гибели души главного героя; проанализировать причины духовной гибели доктора Старцева; раскрыть позицию автора, его отношение к главному герою.Развивающая: обучение комментированному чтению в сочетании с эвристическим методом; развитие умения анализировать, сопоставлять факты, эпизоды текста.Воспитательная: способствовать развитию активной жизненной позиции учащихся, формированию у учащихся таких нравственных качеств, как доброта, сострадание. А.П.Чехов «Ионыч» Композиция – это взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемогои художественно- речевыхсредств. В.Хализев Простой план рассказа «Ионыч»1.Д.И.Старцев знакомится с семьёй Туркиных.2. «Любовь» Дмитрия к Екатерине Ивановне.3.Разлука.4.Последняя встреча Дмитрия с Екатериной.5.Жизнь нового обывателя Ионыча. Составить цитатный план рассказа.1. «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…» (А.Дельвиг).2. «…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало…».3. «И жаль было своего чувства, этой своей любви…».4. «…и огонёк в душе погас».5. «Куда это Ионыч едет?» Композиция - кольцевая. Приём - стяжение, повтор. Тематические повторы в 1 и 4 главах.Вера Иосифовна читает свои романы гостям.Лакей Пава.Шутки Ивана Петровича.Игра Екатерины Ивановны. Сопоставьте два свидания во 2 и 4 главах. Найдите повторы на лексическом уровне. Первое свидание.Дмитрий Второе свидание.Екатерина «…сильно волнуясь…»«Ради Бога…пойдемте в сад».«…беспокойно билось сердце…» «…с таким волнением ожидала вас…»«Ради Бога, пойдемте в сад».«…тревожно билось сердце…» Лексическая работаМещане – люди с узким жизненным кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.Обывательщина – мещанство, филистерство (кн.), ограниченность.Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.  Характеристика героя (Заполнение таблицы) 1глава«приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”2глававолнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть”3главаошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился Характеристика героя 4главаспешно принимает больных, ни с кем не сходится, хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился”5глава“пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует. «Кубик Блума» Объясни, как удается Чехову историю жизни человека передать в пределах короткого рассказа?Назови причину, которая побудила автора изобразить семью Туркиных как обычных мещан в их духовном и нравственном значении.Предложи пути исцеления Старцева ? «Кубик Блума» Зачем Екатерина Ивановна признается в любви Старцеву во второй части рассказа, на что она надеется?Почему Старцев предпочёл своей «любви» «жизнь тусклую, без впечатлений, без мыслей» ? (Почему Старцева можно назвать мещанином?)Придумай новый финал рассказа «Ионыч». Диаграмма Венна Старцев Беликов Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без каких бы то ни было нравственных связей с людьми – вот жестокий удел таких натур, как Старцев. Нормально ли это? Вполне нормально – для того уклада, который существует повсюду в цивилизованном мире. Страсть к наживе, деловитость, способность к труду – не из любви к самому труду, а исключительно ради обогащения – разве это не характерно, не типично, разве это не настоящая, современная рутина? Д.Овсянико-Куликовский Кластер «Ионыч» СинквейнВрачСовестливый, образованный.Помогает, жертвует, бездействует.Бессмысленно прожигает свою жизнь.Ионыч. Итоги урока Вывод: Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму… Домашнее задание Написать эссе на тему: «Кто виноват?» (по рассказу«Ионыч») Спасибо за внимание!