Народный костюм Рославльского уезда Смоленской губернии


Народный костюм Рославльского уезда Смоленской губернии. МБОУ «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Стерина» г. Рославля Выполнила: ученица 11 классаБеляева ЮлияРуководитель: учитель технологииПодгурская И.Н. Рославль 2017. Актуальность исследования .. Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования. Д. С. ЛихачевБыстрые темпы развития мира все больше удаляют нас от наших истоков. Мы не знаем традиций наших предков, их быта. Решив изучить историю костюма одежды жителей нашего района я надеялась глубже узнать историю нашего края, традиции, найти связь поколений. Цель исследования: Познакомиться с комплексами (видами) крестьянской одежды Рославльского уезда Смоленской губернии Выявить точки возможного соприкосновения традиций народного искусства с современным дизайном. . Социальный опрос:Любовь к родному краю, знание его истории —основа, на которой только и может осуществлятьсярост духовной культуры всего общества.Д.С. Лихачев Я решила выяснить у своих родных, учителей и одноклассников, что они знают о русском народном костюме и о костюме Рославльского уезда Смоленской губернии. Для этого я провела небольшое интервью, в котором участвовало 25 человек. № Вопрос Да Нет 1 Нравится ли вам русский народный костюм? 75% 25% 2 Знаете ли вы основные элементы народного костюма? 60% 40% 3 Знаете ли вы что есть народный костюм Рославльского уеда Смоленской губернии? 80% 20% 4 Сможете ли вы назвать отличительные особенности костюма Рославльского уезда Смоленской губернии? 20% 80% 5 Нужно ли изучать историю своей родины и своего родного края? 100% - 6 Необходимо ли возрождать старинные традиции, праздники, декоративно-прикладное искусство. 100% 7 Можете ли вы назвать 10 праздников и традиций русского народа? 70% 30% 8 Нравиться ли вам использование элементов народного костюма в современной одежде 70% 30% Вывод: Быстрые темпы развития мира все больше удаляют нас от наших истоков. Мы не знаем традиций наших предков, их быта. Анализируя результаты исследования, я пришла к выводу, что все понимают о необходимости сохранения и возрождения народного наследия, народных традиций, праздников, но только единицы моих знакомых знают хотя бы элементы русского народного костюма Смоленской губернии и это люди более старшего поколения, многие мои сверстники даже не знают о существование костюма Смоленской губернии. Решив изучить историю костюма одежды жителей нашей области я надеюсь глубже узнать историю нашего края, традиции, найти связь поколений. Составление опорной схемы размышленийЧтобы не упустить какие либо вопросы я составила схему обдумывания Мужской костюм История Женский костюм Обувь Женские украшения Народное искусство в современном дизайне Головные уборы Виды отделки (вышивка, орнамент) Народный костюм Рославльского уезда. Ткань, цветовая гамма Народный костюм – это своеобразное отражение исторической памяти народа, своего рода культурный код. По традиционному наряду можно было безошибочно определить, из какой волости приехал человек. На Смоленщине в XIX – начале XX веков сложились несколько комплексов народных костюмов. Они разделялись в зависимости от территории, на которой были распространены, а также возраста, социального статуса людей, носивших их. Значение костюма Исследовательский этап Исследовательский этап В хранилище Рославльского историко- художесттвенного музея. Люди, открывающие забытые пути искусства, бесконечно ценны для нашего времени.» Николай Рерих.  В конце XIX — начале XX века интерес к русской старине «вошел в моду», но было несколько человек, которые относились к коллекционированию предметов старины серьезно, без корысти или тщеславия. Среди этих людей была женщина, ей мы обязаны сохранением сокровищ народного женского искусства — костюма. Это княгиня М. К. Тенишева.  Умная, образованная, наделенная глубокой интуицией, Мария Клавдиевна понимала, что процесс утраты народного искусства в крестьянской среде остановить невозможно, и она начинает собирать предметы быта и особенно костюм.  М.К. Тенишева(1867-1928) Большое внимание уделяла Тенишева собиранию костюмов Смоленщины. Лучшие, наиболее сохранившиеся комплекты покупались у крестьянок различных уездов Смоленской губернии. Так создавалась обширная коллекция русского народного костюма.  М. К. Тенишева выстроила на свои средства и подарила Смоленску музей «Русская старина» В имении Талашкино она создала художественные мастерские. В талашкинской вышивальной мастерской работало 2000 крестьянок из более чем 50 деревень округи, выполняющих вышивку на дому с сохранением традиционных местных приемов. Коллекция народных костюмов, собранная М. К. Тенишевой, стала народным достоянием. Она хранится в Смоленском государственном объединенном историческом и архитектурно-художественном музее-заповеднике.  Электронный музей Почти каждый уезд Смоленской губернии имел те или иные отличия в женском костюме, а иногда даже в соседних деревнях были разные костюмы. Особенно интересными и разнообразными были «комплексы с поневой». Темно-синяя шерстяная понева разделена неяркими светлыми клетками, вытканными тонкими нитями На почти черном цвете они кажутся прорисованными тонким карандашом. Внизу только неширокая красная полоса, закрытая поверху узкой красной и белой тесьмой. Красный хлопчатобумажный фартук скромно украшен внизу несколькими тесемками и неширокой оборкой. Этот простой и малоукрашенный низ сочетается с белой рубашкой с ярко и великолепно декорированными рукавами Комплексы женского крестьянского костюма. Костюм подружки невесты Рославльского уезда.   Традиционной девичьей одеждой, получившей повсеместное распространение, был портяк или хвальбовник. На юбке делалось, так называемое, "плиссе караваем", то есть складки заглаживались горячим хлебом. Такая плиссировка очень красива, долговечна, складки не заминаются и не расходятся. Дополнительно плиссированная пышная юбка сильно сосбаривалась сзади. Возникал роскошный "хвост" или "шлеп". При ходьбе юбка задорно покачивалась на бедрах. Так возникло название наряда - "хвальбовник" - похваляться при ходьбе. Неотъемлемой частью одежды крестьянок были фартуки. Их носили поверх андараков и хвальбовников в будние и праздничные дни.       В Рославльском уезде бытовали фартуки четырехугольные, трапециевидные, с закругленными концами, без карманов и грудки.       Фартуки крепились на талии с помощью завязок-лямок. Шились фартуки из долевых полотнищ или одного куска холста, либо фабричной ткани.       И будничные и "выходные" фартуки украшались. Будничные - довольно скромно: полосой кумача или набивного ситца, мережкой, тонкой полоской вышитого орнамента и ткачеством Комплексы мужского крестьянского костюма. В комплекс старинной крестьянской одежды мужчин входили рубаха домотканого полотна, пояс, штаны (порты), лапти, сапоги. Рубахи делались прямые или туникообразные. Прямые шились из двух или трех прямых полотнищ белого домотканого холста или ситца. Туникообразные - из двух прямых полотнищ - переда и спины, а в боковые швы вставляли два прямых или скошенных клина. Рукава прямые или слегка зауженные, под мышки вставлялись квадратные ластовицы, вверху - прямые полики. Мужские праздничные рубахи украшались вышивкой по вороту, распаху на груди, иногда по подолу.  Армяк - мужская верхняя теплая одежда. Армяки делали из сукна или валяной шерсти. Цвет серый или коричневый. Это очень длинная одежда, гораздо ниже колен.Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти Головные уборы. Завершающую роль в народном костюме играл головной убор. Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. В Смоленской губернии носили высокие и рогатые стеганые кички, под которые подкладывали жгут из пакли Платок - незаменимый головной убор для девушек и женщин. Будничные, скромные из домотканого холста или покупных материалов, праздничные - яркого набивного ситца.  В начале XX в. появляются в деревне и завоевывают большую популярность легкие нарядные шелковые платки Особенности смоленских «украс» С древнейших времен на Смоленской земле украшали разнообразной вышивкой предметы одежды. После тяжелой работы в поле и по хозяйству крестьянка находила время и на вышивку. Несомненно, художественный облик каждой вещи индивидуален, и в то же время опирается на веками сложившиеся традиции. Смоленщина является родиной древнейших  русских орнаментов.  В основе смоленскихорнаментов лежали геометрические узоры.Самые распространенные ромб, кресты иполосы. У  каждого орнамента было своезначение. Ромб и ромбический меандрстановились символами жизненности и благоденствия. Крупный квадрат заполняют обычно квадратики-точки — древний символзасеянного поля. Прямая линия обозначала землю, а волнистая — воду. В смоленской народной вышивке обычно употребляли белый холст, частично затканный красными полосами. В вышивке ведущим цветом был также красный, ему подчинялись желтый и синий. Вся вышивка строилась на контрасте цветов. Других сочетаний почти не встречалось. Сколь сложны порой орнаменты наших украс, столь разнообразна техника их исполнения. Древнейшим способом шитья, насколько удалось проследить, была продержка, то есть удаление некоторых нитей и обвивка остальных другими какими-либо, преимущественно красного цвета. Действительно, вышивка перевитью, или, как еще ее называют, строчкой очень характерна для Смоленщины. Узоры из больших и малых ромбов, гребенок, крестов набирались цветными нитками. Получалась как бы мозаика. Помимо перевити, распространена была на Смоленщине и настебка. Пояс был обязательной принадлежностью народного костюма, без него невозможно было показаться перед людьми. Это было устойчивой традицией, берущей начало в древности, когда опоясаться - значило спасти себя от козней нечистых сил.  В крестьянских семьях полотенца сопровождали человека всю жизнь-от рождения до смерти. Непременная принадлежность каждой семьи - полотенца-набожники, которые вешали на иконы. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно развитие любого вида и жанра современного искусства.В России в настоящее время ведется всесторонняя популяризация лучших образцов одежды, разработанной по народным мотивам. Этому способствуют публикации в журналах мод, широкие показы моделей, как в России, так и за рубежом. Сегодня становится все более очевидным, что старая восточная культура одежды не только представляет традицию, национальное наследие, но и становится модой международной. С культурой России и его эстетическим наследием связана одежда в российском стиле крупнейших брендов и Домов моды, таких как П. Карден, К. Диор, Гуччи, Кензо, М. Прада, М. Арора и др   Самооценка. Я считаю, что сделала правильное решение, работать над исследовательским проектом, я поняла, без прошлого не будет будущего, без глубокого изучения народных традиций невозможно прогрессивное развитие современного общества. Я поняла, что традиционный народный костюм – уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа. Я считаю, что необходимо возрождать семейные и народные традиции через воссоздание форм народного костюма, использование его элементов в современной одежде; проведение традиционных ярмарок, выставок, праздников; приобщение к научно-исследовательской работе подростков в образовательных учреждениях Я собрала, изучила и проанализировала очень много материала, узнала о традициях, орнаменте в русском костюме, о самом костюме, женском и мужском, составила электронный музей народного костюма Смоленской губернии и Рославльского уезда, который думаю, будет востребован на уроках технологии или внеурочной деятельности.