Презентация к уроку русского языка на тему Подробное обучающее изложение с элементами описания по произведению А.С. Пушкина Дубровский (6-7 класс)


ИЗЛОЖЕНИЕРесурс подготовилаучитель русского языка и литературыКГУ СОШ № 4 г.Семей ВКОПодольская Ирина АлександровнаПодробное обучающее изложение с элементами повествования ЭпиграфДля того, чтобы совершенствовать, развивать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать.Рене Декар, 16 век, французский физик, математик, философ. ИзложениеУпражнение № 158, стр. 56излагатьПЕРЕсказатьсказатъговоритъ





Задачи урокаПовторить, что такое изложение.Научиться составлять простой план.Отработать умение пользоваться сложными конструкциями в речи.Написать изложение.Учиться делать логические, смысловые ударения и психологические паузы, уметь эмоционально окрашивать свою речь. Конструирование предложений, соединение 2-3 предложений в одно сложное, учиться заменять элементы предложений. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ Изл___жение письменный пересказ чего-л. своими словами с учебной целью о

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ___писание Описание, вид повествования, в котором изображается какая-либо статичная картина: портрет, обстановка действия, пейзаж, интерьер и т.п. Выделяют статическое и динамичное описание.Кожевников В.М., Николаева П.А., Литературный энциклопедический словарь – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с., 260с.оОписание – это тип текста, в котором указываются признаки предметов и явлений, отобранных в зависимости от цели высказывания. Разновидности описания – это изображение отдельных предметов, сравнительное изображение двух явлений, предметов, портрета или описание трудового процесса. 6 класс, 6 стр.


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТра____уждение Рассуждение – тип текста, в котором строится цепь умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекает последующее.В рассуждении обычно выделяются следующие части: тезис, т.е. та мысль, которая должна быть доказана, развитие тезиса, его доказательство. Такое рассуждение называется дедуктивным.Индуктивное рассуждение не содержит тезиса. Его схема такова: факты, их анализ, характеристика, и выводы. 6 класс, 6 стр. сс- Вспомните особенности рассуждения как типа речи.


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТрассуждение тезисВспомните особенности рассуждения как типа речи.Тезис – утверждение, которое нужно доказать.обоснованиеОбоснование –аргументы, доводы, доказательства, примеры выводВывод –заключение, следствие



СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТПересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.Письменный пересказ чего-л. своими словами с учебной целью.переска___ зВ методике принято различать несколько типов пересказа: - подробный; - близкий к тексту; - выборочный; - краткий; - творческий. Подробный пересказ – наиболее доступный вид пересказа, он помогает учиться логике рассуждений, развить речь, обогатить память, приучает фиксировать внимание на фактах произведения. Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Этот вид пересказа, следует требует включения в речь слов и оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении. Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т.п. Краткий пересказ – наиболее вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Все вышеописанные типы пересказа относятся к репродуктивной форме изложения. Как показывают наблюдения, репродуктивный пересказ является малоэффективным. В качестве причин малоэффективности следует выделить: низкий уровень интереса как к изучаемому тексту, так и к пересказу как виду учебной деятельности, невысокую степень активности и самостоятельности школьников в данном виде работы, отсутствие у них необходимого личного опыта, незначительный уровень восприятия и понимания прочитанного.



СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТк___мпозиция о(от лат. compositio - составление, связывание), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ Повествование — смысловой тип текста, в котором перечисляются действия или события во временной последовательности (говорится о следующих друг за другом действиях или событиях). Повествование, в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе образец повествования – знаменитый рассказ Цезаря: «Пришёл, увидел, победил». Он ярко и точно передаёт суть повествования – это рассказ о том, что произошло, случилось. Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Именно поэтому главное средство такого рассказа – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, то есть передают самое событие, действие. Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначение места, действия, название лиц и не лиц, производящих действия, и обозначение самих действий – это языковые средства, с помощью которых ведётся повествование. Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциямип___вествование о

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ___бзац абзаца, м. (нем. absatz) (спец.). 1. Отступ вправо в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац. 2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть два абзаца. аАбзац – это отрезок письменной речи между двумя красными строками; часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки. Абзац обычно имеет начало (зачин), основную часть и конец (концовку), который в устной речи передается интонацией законченности и более длинной паузой. Каждое предложение строится на базе предыдущего, включая в себя часть его содержания.


АБЗАЦСколько абзацев в данном тексте? Упражнение № 158, стр. 56

АБЗАЦКакие виды планов вы знаете?Простой и сложный.Нужно ли писать черновик к работе?Для чего нужно составлять план к работе?




текстТекст - (лат. textum – ткань, сплетение, соединение) - это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения в тексте расположены в определённой последовательности. Основными средствами грамматической связи предложений в тексте является интонация, порядок предложений, местоимения, повтор слов, однокоренные слова…§ 3, стр. 8 (5 класс)

ТЕМА ТЕКСТАТЕМА ТЕКСТАТема текста – это то о чем или о ком говорится в тексте. Часто тема текста отражается в его заголовке. § 4, стр. 9 (5 класс) КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕКСТАразличными способами: - по началу текста; - по ключевым словам; - по ключевым эпизодам; - по поступкам или размышлениям героев или самого автора;- по заглавию текста.








ключевые словаКЛЮЧЕВЫЕ СЛОВАКлючевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон текста.

основная мысль текста, идеяОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА, ИДЕЯОсновная мысль текста, идея – то, что хотел сказать авторЧТО ПОМОГАЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ИДЕЮ ? Общая тональность звучания текста; настроение, вызванное прочтением текста; отношение автора к событиям, героям;наличие в тексте тезиса, прямо или косвенно формулирующего основную мысль.


композицияВСТУПЛЕНИЕОСНОВНАЯ ЧАСТЬЗАКЛЮЧЕНИЕКОМПОЗИЦИЯстроение текстаЗАВЯЗКАРАЗВЯЗКА






ТЕЗИСТЕЗИСТезис – это положение, в котором сжато выражена главная мысль текста. Тезис формулируется из нескольких предложений и представляет собой одно простое или сложное предложение, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

РАБОТА С ТЕКСТОМХудожественный фильм по одноименной повести А.С. Пушкина «Дубровский». Автор фильма и режиссер А. Ивановский. «Ленфильм», 1936г. ;Госфильмфонд России и «Крупный план» представляет видеосерию «К 200-летию А.С. Пушкина», 1999. 72 минуты. Черно-белый фильм. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ А.С. Пушкин. Дубровский. Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров вспомнил о нём и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в неё француза и запирают её на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него… француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приблизился. Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Все сбежались, двери отворились. Кирила Петрович вошёл, изумлённый развязкою своей шутки. 2 абзац Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему делу: кто предварил Джефоржа о шутке, для него предуготов-ленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца. - Я не слыхивал о медведе, - отвечал Дефорж, - но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения. Словарно-орфографическая работаВ корне слова В приставке Запомните СИНТАКСИС Правописание корней Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров вспомнил о нём и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в неё француза и запирают её на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него… француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приблизился. Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Все сбежались, двери отворились. Кирила Петрович вошёл, изумлённый развязкою своей шутки. Правописание корней, суффиксов и окончаний Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему делу: кто предварил Джефоржа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца. - Я не слыхивал о медведе, - отвечал Дефорж, - но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения. Правописание приставок Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров вспомнил о нём и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в неё француза и запирают её на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него… француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приблизился. Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Все сбежались, двери отворились. Кирила Петрович вошёл, изумлённый развязкою своей шутки. Правописание приставок, частиц Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему делу: кто предварил Джефоржа о шутке, для него предуготов-ленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца. - Я не слыхивал о медведе, - отвечал Дефорж, - но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения. СИНТАКСИС Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров вспомнил о нём и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, |призвав его однажды утром|, повел он его с собою темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в неё француза и запирают её на ключ. |Опомнившись|, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, |поднявшись на задние лапы|, пошел на него… француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приблизился. Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Все сбежались, двери отворились. Кирила Петрович вошёл, |изумлённый развязкою своей шутки|.ВОПРОСЫ К ТЕКСТУВыделите в тексте все глаголы. Какова их роль в данном отрывке?Какую роль выполняют слова ВДРУГ в данном тексте, к какой части речи они относятся?Какова роль союза И в данном отрывке?Почему в последних двух предложениях нет союзов?Какова роль деепричастных и причастных оборотов в данном тексте?





















Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему делу: кто предварил Джефоржа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца4. Я не слыхивал о медведе отвечал Дефорж но я всегда ношу при себе пистолеты потому что не намерен терпеть обиду за которую |по моему званью| не могу требовать удовлетворения.СИНТАКСИСДиалогот греч. diálogos – форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами.Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М., Просвещение, 1974. – 509 с., 67с.-,-,-,,,,





Я уверен… Я думаю (считаю, полагаю…), что… Мне кажется, что…2. Докажем это. Почему? А вот почему… Это можно объяснить так…По-моему, прав… Я не могу согласиться с тем, что… но… Могу сказать (возразить), что…Итак… Таким образом… Следовательно… Я понял, что…Лексическая работаВ языке есть специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение

Высказывание ПаустовскогоЧеловек, умеющий и любящий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных и добрых друзей. Друзья эти - книги. В них можно найти ответы на все волнующие вопросы. В книгах мы читаем о прошлом и находим картины будущего. Читайте больше и будете счастливы! (по Паустовскому) ФОРМА УРОКА : урок развития речиТема урокаПодробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования.Цельучить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.Задачи: обогащать знания о причинах возникновения пожаров и о вреде, которые приносят лесные пожары природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе.6 класс ЛИТЕРАТУРАКадры из фильма «Дубровский» по одноименной повести А.С. Пушкина.Кондубаева М.Р. , Джусупов М.Д. , Кажигалиева Г.А. , Тусеева С.Т., Бекишева У.М. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / 2-е изд., переработанное. - Алматы: Атамұра, 2006. – 272 с.Журавлева Л.И. Русский язык в алгоритмах. – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. изд-во, 1996. – 128 с. (Практикум).Казбек-Казиева М.М. Русский язык. 6 класс: Тесты. Дидактические материалы/ М.М. Казбек-Казиева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176 с. – (Экспресс-проверка знаний).Каменова С.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах для старших классов. – Изд. 2-е испр. –М.: Лист Нью. 2007. – 96 с.Савко И.Э. Весь школьный курс русского языка: Пособие для учащ. Ст. кл. и абитуриентов. – 3-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Современный литератор, 2003. – 768 с. Интернет-ресурсыКадры из фильма «Дубровский» по одноименной повести А.С. Пушкина.Письменный стол Пушкина. http://www.pushkin-book.ru/id=191.htmlПортрет Пушкина http://princessmary.blog.ru/?page=3Перо и свиток - http://centrprazdnika.ru/cliparts-for-photoshop/vector-clipart/10442-starinnye-svitki-s-bantikom-i-perom-vektor.htmlНезабытое Болдино - http://www.pravmir.ru/nezabytoe-boldino/Силуэт Пушкина - http://www.supersadovnik.ru/HMforum/post.aspx?id=740413&pg=20Пушкин с тростью - http://topreferat.znate.ru/docs/index-42064.htmlЗамша - http://www.stul.ru/obiwka1/index.htmlФон слайдов 27-32 - Подольская И.А. ОБОРУДОВАНИЕ1. Художественный фильм по одноименной повести А.С. Пушкина «Дубровский». Автор фильма и режиссер А. Ивановский. «Ленфильм», 1936г. ; Госфильмфонд России и «Крупный план» представляет видеосерию «К 200-летию А.С. Пушкина», 1999. 72 минуты. Черно-белый фильм.2. Благородный разбойник Владимир Дубровский. Режиссер В. Никифоров, сценарий Е. Григорьев, О. Никитин. Фильм снят по мотивам романа А.С. Пушкина. Белорусьфильм. 1997 «АТОМК HOME VIDEO». 96 минут.