Презентация Обучение аудированию младших школьников по английскому языку


Обучение аудированию младших школьников по английскому языку Суркова Л.В. МБОУ «СОШ № 24», г.Абакан В настоящее время формирование коммуникативных умений - основная задача обучения иностранному языку в школе. При обучении иностранному языку через решение коммуникативной задачи достигается воспитательная, образовательная, развивающая цели формирования всесторонне развитой личности, способной использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций мира. Аудирование - это вид речевой деятельности, предполагающий понимание воспринимаемой на слух речи. Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. При этом процесс восприятия происходит в определенном темпе, свойственном данному языку. В настоящее время в методике выделяется несколько видов аудирования- звукоразличительное аудирование, направленное на восприятие и понимание отдельных звуков;аудирование основного содержания, когда нужно понять самую главную информацию, игнорируя детали;аудирование с полным пониманием, в котором важно и основное содержание, и детали;аудирование с выборочным пониманием, направленное на вычленение и осмысление только интересующей информации или той, которая указана в задании. В современной методике аудирование может выступать как цель и как средство обучения. На уроках эти две функции, естественно, сочетаются и дополняют одна другую. Как средство обучения этот вид речевой деятельности дает возможность учащимся познакомиться с новым речевым и языковым материалом, формирует навыки и умения говорения, чтения, письма и собственно аудитивные навыки. Обучение аудированию начинается с первых уроков и продолжается весь период обучения языку в школе. Первым и самым необходимым условием формирования понимания учащимися английской речи является ведение урока учителем на английском языке. Отсюда большие требования к речевому поведению учителя на уроке. Главные из них:нормативность (правильность) речи;ее визуальность - именно так скажет носитель языка в данной ситуации;адекватность возможностям учащихся ее понимать. На начальном этапе обучения кадры видеосюжета должны быть однозначны, чтобы внимание учащихся сконцентрировать не на самом сюжете, а на конкретных предметах и ситуациях. По мере усложнения изучаемого материала усложняются и сами задания. Они приобретают характер коммуникативной направленности, например, пересказать фрагмент или рассказать о своем отношении к увиденному. Появляется возможность работы в парах по вопросно-ответной системе, что имитирует общение и развивает речевые умения. Можно предложить учащимся следующие задания:выделить название текста (рассказа) и лицо, от имени которого ведется повествование;указать действующих лиц и события;дать характеристику персонажей;определить и описать место и время событий;ответить на вопросы по содержанию;назвать запомнившиеся слова и выражения;воспроизвести диалог между участниками. Особое место в формировании аудитивных навыков занимают приемы, направленные на тренировку языковой догадки и вероятностного прогнозирования. Такие упражнения обеспечивают умения школьников предвосхитить содержание рассказа: следуя логике сюжета, предположить события, о которых в нем рассказывается. Большую роль играют также приемы, обеспечивающие способность учеников заменять одни слова другими, передающими тот же смысл, пересказывать, а не передавать дословно услышанный текст. Этому способствует выполнение таких заданий:придумай заголовок к тексту,передай содержание абзаца одним предложением,замени следующие слова синонимами,перефразируй следующие высказывания. Примерные задания для работы с текстом для развитие навыков аудирования:прослушай текст и составь план содержания;ответь на вопросы по содержанию;выбери правильные ответы из ряда данных;составь вопросы по содержанию;дополни предложения;исправь неверные утверждения;проиллюстрируй тезисы примерами из текста;выбери иллюстрации, соответствующие излагаемому в тексте материалу;выпиши из текста слова и выражения по изучаемой теме;озаглавь прослушанный текст;перескажи текст На начальном этапе обучения имитационные упражнения «слушай и повторяй» очень важны для совершенствования навыков произношения и интонации. Хороший результат дают упражнения в слушании с целью узнавания, различения, сопоставления:прослушай скороговорку и скажи, сколько ты услышал слов,начинающихся со звука [t]:Never trouble trouble untill trouble troubles you,only doubles trouble and troubles others too.прослушай ряд слов и назови номера тех, в которых есть звук [e]:bad, Ted, mat, sad, bear, red, fat, bed, Fred, cat, bed упражнения на соединение 2-х и более моделей. Например, учащийся прослушивает два простых предложения и выполняет задание соединить их в одно сложноподчиненное с помощью союзного слова:Запись: because I didnt write a letter. I was short of timeУченик (в паузе): I didnt write a letter because I was short of time. Для ознакомления с практическими заданиями работы с текстами для аудирования я изучила УМК по английскому языку Enjoy English М.Е. Биболетовой, О.А. Денисенко.Для обучения аудированию используются тексты разного характера:тексты песен, стихов, рифмовок, а также тексты диалогов, входящие в различные разделы учебника (Units), которые вначале предлагаются для прослушивания, а затем используются как образец для самостоятельного высказывания;специально отобранные аудитивные тексты (преимущественно тексты сказок с повторяющимся сюжетом), предназначенные для последующего инсценирования с использованием реплик героев;короткие фабульные тексты, предназначенные для тренировки умения воспринимать иностранную речь на слух с пониманием основного содержания услышанного. При обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение в играх, т. к. игра активизирует мыслительную деятельность позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью. Данные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования: научить учащихся понимать смысл однократного высказывания; научить выделять главное в потоке информации;научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи; развивать слуховую память учащихся; развивать слуховую реакцию. «Simon Says»Учитель разучивает с учениками простейшие команды: «Sit down», говорит учитель, садится и тем самым подаёт пример ребятам. «Stand up» , говорит учитель, встаёт, и ученики поднимаются вслед за учителем. Постепенно учащиеся научились понимать и выполнять команды без зрительной опоры. Команд становится всё больше и больше, и необходимо продолжать тренировку. Но первый интерес прошёл, удовольствие подчиняться непонятным словам притупилось. Вот тогда на помощь пришла игра. Однажды в руках учителя появился маленькой смешной человечек. Teacher: «Children, look at this man. His name is Simon. And he is a teacher now. You must obey only his commands. Simon says, «Stand up!» Good! Simon says, «Hands up!» Good! Sit down! Why did you sit down? Simon did not say, «Sit down». Remember - Simon is a teacher».Ребята поняли условия игры: они должны выполнять команду только в том случае, если ей предшествует слова «Simon says». Ученик, сделавший ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки. «We Can Eat Bread»Игра в съедобное и несъедобное знакома ребятам с раннего детства.«Look, this is bread. I can eat it»сказал учитель, кладет в рот кусочек хлеба и съедает его. То же самое он делает с сыром. Затем берет авторучку и делает вид, будто пытается её съесть, при этом всё время повторяя: «We can eat a pen.» «No», закричали дружно все ученики. Тогда учитель раздает каждому по фишке и говорит, что при упоминании съедобного предмета ученики должны поднять руки, а если же кто поднимет руку при упоминании несъедобного предмета, он должен отдать фишку. «Introductions»Учитель предлагает всем сесть в круг и объясняет, что ребята пришли на вечер, где никто никого не знает. Надо познакомиться:«Introduce yourselves to one another, and give yourselves numbers. Say, I am Victor, number one, I am Katya, number two, and so on».Ребята садятся и начинают знакомиться. Одному из учеников стула не досталось - он водит, но у него самая интересная роль. Он ходит по кругу и говорит с играющими:P: Number 3.Number 3: I am Lena.: Number 3, sit down. Number 10.10: I am Kolya.: Number 10, sit down. Проведя данное исследование, я проанализировала теоретические основы методов обучения аудированию на начальном этапе изучения иностранного языка в школе и пришла к выводу, что овладение аудированием дает возможность реализовать не только коммуникативную цель обучения иностранному языку, но и воспитательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Формирование умения понимать речь на слух оказывает развивающее воздействие на ребенка, поскольку оно положительно сказывается на развитии памяти, и прежде всего слуховой памяти, столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета.