«Программа профессиональных проб подростков по направлению «Хореография»


«Программа профессиональных проб подростков по направлению«Хореография» в учреждении дополнительного образованияпедагога дополнительного образования МБУ ДО Дом детского творчества № 3 г. ИвановоРыбаковой Анны Сергеевны Краткая характеристика площадки по проведению профессиональной пробыПрофессии хореографа обучают в учреждениях культуры среднего и высшего профессионального образования.  Чтобы поступить на отделение хореографии, необходимы знания по русскому языку и литературе, музыкальные способности.  Но основным является ранняя допрофессиональная подготовка – обучение в специализированных хореографических школах, Школах искусства, Студиях танцев. Такой школой подготовки к выбору будущей профессии педагога – хореографа являются учреждения дополнительного образования.Профессиональные педагоги, взаимодействие с Ивановским колледжем культуры, где есть факультет «Хореография» – все это показатели к осознанному выбору обучающимися профессии «хореограф». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В одной древней притче человек обратился к мудрецу: «О премудрый, научи меня отличать истину ото лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни». Подумал мудрец и научил человека танцевать. Выбор профессии хореографа обучающимися – это: раскрывать себя творчески в любимом деле, желание передавать всё, что умеешь ученикам, прививать им любовь к танцам, раскрывать их лучшие физические и духовные качества. Конечно, это нелегкая профессия, она требует от человека большого профессионализма, терпения, посвященности, самоотдачи. Ей необходимо уделять массу физических усилий и душевных сил. Быть хореографом - значит постоянно находиться в поиске новых замыслов и идей.  Быть хореографом  - значит ежедневно отдавать подопечным свой жизненный и духовный опыт, приобщать их к миру прекрасного.           Профессия хореограф – это образ жизни. И тот, кто смог познать магию танца, проникнуться удивительной атмосферой этого прекрасного искусства, уже не может представить себя вне этой атмосферы. Приобретение обучащимися опыта профессиональной деятельности по направлению «хореография».Цель:Задачи:Ознакомление обучающихся с требованиями к профессии хореографаи содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организованы пробы. 2. Выявление профессиональных намерений обучащихся и их опыта в конкретной сфере деятельности.3. Осуществление диагностического тестирования.4. Ознакомление учащихся с содержанием профессиональной пробы и организацией её выполнения. Учебно-тематический план{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA} Разделы и темыОсновные понятияФормы проведенияКоличество часовТеорияПрактикаПрофессиональные интересы и склонностиДиагностика самооценки, выбора профессии44Профессиональные интересы и склонностиИнтерес, склонность, этапы развитияЛекция, практическая работа11Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределенииМотивы, ценностные ориентации, виды мотивовБеседа1Здоровье и выбор профессии12 {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Профессиональная пригодностьПлан, карьера, профпригодность, призваниеЛекция, практическая работа11Здоровье и выбор профессииЗдоровье, координация движений, глазомер, нервная системаРабота с тестами1Вводное занятие по видам хореографического искусстваОсновные специальности хореографииЛекция44История развития хореографииЛекция, проектная работа14Суть хореографииОсобенности профессииЛекция, практическая работа33Профессиональная пробаПроба сил в профессииЛекция, практическая работа11Обучение основам хореографииОтработка техники исполнения танцаЛекция, практическая работа, работа со специалистами Ивановского колледжа культуры610 {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Обучение постановке танцевСоздание художественного целостного образа танца, разработка танцевальных движений, подбор музыки, рисунок танца. Подбор костюмов, грима. Декораций.Лекция, практическая работа, работа с педагогами-хореографами110Обеспечение выступлений танцевального коллектива в концертных программах, на конкурсахПодготовка к выступлениямЛекция, практическая работа, работа с педагогом-психологом24Подготовка отчетного танца (профессиональная проба)Определение рисунка танца, темы, постановка танцаПрактическая работа34ИТОГО: 78 часов2949 Содержанием программы курса профессиональных проб предусматривается изучение материала по направлению хореография:профессиональные интересы и склонности к данному виду профессиональной деятельности; психолого-педагогическая подготовка к выбору профессии; здоровье и профессия;отрасли хореографии.Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. При организации деятельности обучающихся важно акцентировать их внимание на важности осознанного выбора профессии.Требования профессии к индивидуальным способностям и особенностям специалиста:нервно-психическая устойчивость; хорошая физическая подготовка; музыкальные способности; доброжелательность. наблюдательность.эмоциональность;творческое, образное мышление; развитое воображение; сенсомоторная (двигательная) и образная память; внешние данные (рост, объемы). Работа хореографа не рекомендуется людям с заболеваниями:опорно-двигательного аппарата:нервно-психическими; сердечно-сосудистыми ; хроническими инфекционными; верхних дыхательных путей; слухового и зрительного анализаторов; речевого голосового аппарата.Здоровье и профессия РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Хореограф работает в комфортных условиях - в помещении (театр, студия, танцевальный зал), а также на открытом воздухе. Работа часто проходит в вечернее время, в выходные и праздничные дни в условиях большой двигательной и эмоциональной нагрузки. Материально-техническая база: станки для занятий классическим танцем, музыкальная аппаратура, аудио и видео записи. Сотрудничество с Ивановским колледжем культуры, с педагогами –мастерами хореографических коллективов учреждений дополнительного образования города, концертные площадки города, обучение на мастер-классах, преподаваемых опытными педагогами-хореографами, участие в концертных программах на конкурсах, фестивалях. Методы диагностики 1. Методика «Двенадцать предметов» Цель: диагностика концентрации и сосредоточенности внимания и зрительной памяти.2. Методика исследования утомляемости и работоспособности.  Цель: исследование утомляемости, работоспособности, волевых усилий; ее можно использовать для изучения внимания и психического темпа.3.  Упражнения на координацию движений.  Цель: исследование координации движений.4. Задание «Пятнадцать кружков».   Цель: исследование творческого мышления.В ходе психологического сопровождения профессиональной пробы способствует осознанному, обоснованному выбору профессии, актуализации познавательной деятельности обучающихся, личностному росту и развитию профессиональных способностей. Ожидаемые результаты:По итогам выполнения профессиональных проб обучающиеся должны знать: содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам; • общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы; • технологию выполнения профессиональной пробы; • правила безопасности труда, санитарии, гигиены; • материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы. Обучающиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.За время обучения в танцевальном коллективе у обучающихся будет возможность попробовать себя в роли хореографа: неоднократно с большим желанием и интересом обучающиеся могут проводить занятия с младшей  возрастной группой и получать высокую оценку от своего руководителя. ЛИТЕРАТУРА:1. Базаров И., Мей В. Азбука классического танца, 19642. Ваганова А.Я. Основы классического танца, 19803. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца, 20034. Устинова Т. Русские народные танцы,19645. Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М., 19916. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии. – 1992. -№ 1-2.7. Комарова Т. С. Условия и методика развития детского творчества. -М., 1994.8. Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. – М., 1963.9. Котелъникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. - М.-Л., 1973.10.Тобиас М. и Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся -1994.11.Бежар Морис. Мгновение в жизни другого (мемуары). М.: «Балет», 2007.12.Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. История, методика, практика. ГИТИС, М., 2000.13. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М.: Искусство, 2010.14. Н.А. Александрова, В.А. Голубева «Танец модерн». Лань, Планета музыки 2011г. 15. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с.http://dopedu.ru - Федеральный портал Дополнительное образование детейhttp://www.youtube.com http://dancehelp.ru САЙТЫ: