Презентация Программа профессиональных проб для подростков по направлению _дополнительное образование «Учитель»


Программа профессиональных проб для подростков по направлению _дополнительное образование«Учитель» * Элефтериади Надежды ПетровныСтавропольский край ст.Ессентукская МКУ ДО«Центр дополнительного образования детей»Предгорного муниципального районаСтавропольского края ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрофессиональная проба «Учитель» направлена на выявление у школьников склонностей к работе с детьми, к педагогической деятельности. Цель программы: формирование осознанного подхода к выбору педагогической профессии в соответствии с требованиями к профессионально значимым качествам личности педагога посредством овладения основами педагогической деятельности.Задачи программы: ознакомить учащихся со сферой профессиональной деятельности «человек — человек»; способствовать осмыслению специфики педагогической профессии;формировать интерес к педагогической деятельности; создать условия для качественного выполнения профессиональных проб по специальности «учитель иностранного языка»; смоделировать основные элементы профессиональной деятельности в сфере педагогики. * * Профессия учителя - одна из самых древних профессий на Земле. Для каждого человека, на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие. С развитием и эволюцией жизни человечества профессия педагога все больше и больше становилась необходимой, особенно, когда произошли разделения труда. Если обратить внимание на более поздние этапы развития человечества, то стоит отметить, что очень важными личностями педагоги были в Древнем Риме, а также в Греции, соответственно, отсюда и исходит появление самого большого количества философов и ученых из этих регионов. Профессия учитель – уникальная профессия. Она считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент. Основными задачами, которые решает учитель, являются такие: приобщение учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения; формирование у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение, терпимость, доброта; развитие собственного достоинства и самоуважения; воспитание в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма; развитие потребности в поддержании здорового образа жизни. Еще одна важная задача, которая стоит перед учителем, - это быть другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе также формируется будущая личность человека, моральные принципы, взгляды на жизнь, которые в зрелом возрасте повлияют на их жизнь. Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику.  Но существуют и другие не менее важные обязанности. Учитель должен: планировать учебный материал по своему предмету, обеспечивать выполнение учебных программ, участвовать в методической работе, * использовать самые эффективные средства, формы и методы обучения, проводить анализ успеваемости своих учеников, обеспечивать соблюдение дисциплины, формировать навыки и умения самостоятельной работы у учеников, стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность, добиваться глубокого и прочного усвоения знаний, а также умения применять их на практике.Для того чтобы стать квалифицированным специалистом необходимо иметь определенные качества: развитые интеллектуальные способности, высокая концентрация, хорошая дикция, умение переключать и распределять внимание, выдержка, чуткость, самообладание, доброжелательность, такт, сопереживание, энергичность, работоспособность, умение заинтересовать своим предметом. И, наконец, учитель немыслим без любви к детям. Данная программа предусматривает проведение профессиональных проб в течение учебного года. В программу включены как теоретические вопросы, так и вопросы, решение которых потребует участия школьников в педагогической и творческой деятельности.  * Возраст обучающихся: данный курс относится к типу элективных курсов по выбору, для учащихся 14 – 16лет.Сроки реализации: один год, 35 уроков. Формы и методы освоения курса: занятия с детьми организуются группами и индивидуально. занятия проводятся в традиционной и нетрадиционной формах; методами работы являются метод практической работы и метод проблемных ситуаций. В процессе практической работы обучающиеся легче воспринимают учебный материал ввиду его наглядности. Метод проблемных ситуаций развивает способность у детей мыслить самостоятельно и находить правильное решение; лекции и практико-ориентированные занятия. Формы организации работы учащихся: индивидуальная. коллективная: фронтальная; парная; групповая. Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся). Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и  дифференцированному подходам. * В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии; разноуровневое обучение; обучение в сотрудничестве (групповая работа); здоровьесберегающие технологии. Интеграция традиционной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения. Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы. Виды деятельности учащихся устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; защита презентаций; творческая работа; рефлексия. * Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся Виды контроля вводный; промежуточный; текущий; тематический; итоговый. Методы контроля письменный; устный. Формы контроля тесты; зачеты; устный опрос; опрос в парах; творческие работы. * Учебно-тематический план № ТЕМА Количество часов 1 Вводно-ознакомительный этап Профессия «учитель»1.1.Сферы профессиональной деятельности 1.2. История возникновения профессии «учитель»1.3. «Учитель, перед именем твоим...» (Очерки о выдающихся учителях)1.4. Условия труда учителя1.5. Профессиональная подготовка учителя1.6. Содержание деятельности учителя1.7. Перспективы развития профессии1.8. Анкетирование участников проб 8 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Подготовительный этапОсновы профессиональной деятельности педагога2.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагога и учащихся2.2. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства2.3. Культура речи педагога и искусство публичного выступления2.4. Творческая лаборатория учителя 7 1 1 3 2 * № ТЕМА Количество часов 3 Практический этапМоделирование элементов педагогической деятельности3.1. Методы и приемы преподавания3.2. Планирование учебного процесса3.3. Деятельность учителя на уроке3.4. Микропреподавание3.5. Решение педагогических ситуаций 15 2 3 3 5 2 4 Рефлексивный этапРазвитие профессионально значимых качеств личности4.1. Профессионально значимые качества современного педагога4.2. Имидж современного педагога4.3. Самопознание как предпосылка самовоспитания4.4. Самовоспитание и его роль в становлении будущего учителя4.5. Анкетирование участников проб 5 1 1 1 1 1 ВСЕГО 35 * СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ Профессиональная проба включает 4 этапа: 1 этап. Вводно-ознакомительный. 2 этап. Подготовительный. 3 этап. Практический. 4 этап. Рефлексивный. На вводно-ознакомительном этапе решаются задачи по определению интересов, увлечений учащихся, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об учащихся может быть «Дифференциально-диагностический опросник». Участники проб знакомятся с историей возникновения профессии «учитель», условиями труда учителя, с профессиональной подготовкой, с перспективами развития данной профессии. Используются следующие методы: беседы, презентации, анкетирование. На подготовительном этапе учащиеся знакомятся с содержанием деятельности учителя в процессе наблюдения за ходом уроков, внеклассных мероприятий, посещения педагогических совещаний, знакомства с документацией. На данном этапе решаются дидактические задачи приобретения как теоретических знаний об отрасли, так и практических умений, составляющих основу профессиональной деятельности педагога. В ходе подготовительных занятий учащиеся моделируют предстоящее общение как форму взаимодействия учителя и ученика, разрабатывают слагаемые мастерства в общении, осваивают основы ораторского искусства, упражняются в публичном выступлении на заданную тему. * Практический этап включает в себя комплекс теоретических и практических заданий, связанных с деятельностью учителя иностранного языка. На этом этапе формируются специальные знания, умения и навыки, обеспечивается проявление индивидуальных особенностей, способностей учащихся. Школьники моделируют элементы педагогической деятельности, демонстрируя фрагменты занятий участников профессиональных проб в группе и в своем классе (возможен выход в классы I и II ступеней общего среднего образования).Выполнение практических заданий в ходе пробы осуществляется поэтапно. Каждый этап предполагает получение законченного продукта и анализ показателей качества выполнения практических заданий пробы.Анализ показателей качества выполнения профессиональных проб осуществляется по следующим критериям: самостоятельность, соответствие конечного результата целям задания; обоснованность принятого решения; аккуратность; активность и целеустремленность в достижении качественного результата, стремление выполнить условия и требования практического задания; проявление общих и специальных профессионально важных качеств; рефлексия результатов собственной деятельности.На этапе рефлексии предполагается изучение профессионально значимых качеств современного учителя и соотношение их с индивидуальными возможностями каждого участника проб. В результате учащиеся составляют программу самовоспитания «Моя образовательная траектория». * Ресурсное обеспечение профессиональных пробв МКОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»Учебный класс в здании муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей».2. Преподаватель высшей категории, с опытом работы более 25 лет. (оплата преподавателю входит в его учебную нагрузку)Аудио и видео аппаратура, наличие видеопроектора и настенного экрана.Учебно-методическая литература.5. Наглядные пособия. * ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения программы профессиональной пробы учащиеся должны знать: требования, предъявляемые к профессии и к личности педагога; сущность и структуру педагогической деятельности, ее функции; педагогические техники; формы организации коллективной деятельности школьников; роль самовоспитания в становлении будущего педагога; условия развития творческого потенциала педагога; уметь: осуществлять педагогическое общение; предупреждать и разрешать конфликтные ситуации; владеть ораторским искусством; проектировать программу самовоспитания будущего педагога; владеть навыками: конструирования собственного успешного имиджа в педагогической деятельности; моделирования элементов педагогической деятельности в работе с детьми; формирования и развития способности к самостоятельному обучению; эффективного взаимодействия в команде. * РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА1. Андреев В.И. Педагогика. - М., 2000. 2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. Роботовой А.С. - М., 2002 3.Демакова И;Д. Воспитательная деятельность педагога в.современных условиях / И. Д. Демакова. СПб.: КАРО, 2007. 160 с.4. Дидактический материал по курсу "Твоя профессиональная, карьера" / под ред. С.Н. Чистяковой: М.: Просвещение, 2010. - 112 с.5.Дзюбенко, С. В. Организация профессиональных проб как условие осознанного профессионального самоопределения учащихся: инновационный аспект / С. В. Дзюбенко // Кiраванне у адукацыi. - 2011. - № 10. - С. 40-48.6.Елканов, С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С. Б. Елканов. - М.: Просвещение, 1989. - 189 с.7. Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. — М., 1986.8.Львова, Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992.-220 с.9.Маркова, А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя /А. К Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.10. Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2000.11.Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. - СПб.: ПИТЕР, 2001.-544с.12. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 2000. 13.Чистякова, С. Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению / С. Н. Чистякова, Н. Родичев // Народное образование. - 2006. - № 9. - С. 152-156.14.Твоя профессиональная карьера: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеоб. учреждений/ Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2010.15. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.