Презентация Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе


Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе Из опыта работы Шилиной Татьяны Геннадьевны,учителя русского языка и литературы,классного руководителя 5,8 классов МОУ Яблоневская ООШ Климатические зоны СПК Социальный климат:насколько в данном коллективе осознаны цели и задачи деятельности, настолько гарантировано соблюдение всех прав и обязанностей его членов. Моральный климат:какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми? Психологический климат - те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Благоприятный социально-психологический климат: Преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; Справедливое и уважительное отношение ко всем его членам;Высоко ценят ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие; Члены класса активны, добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности;Успехи или неудачи вызывают сопереживание; Взаимное расположение, понимание, сотрудничество. Неблагоприятный социально-психологический климат: Преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; Отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях;Ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие не в почёте;Члены коллектива инертны, пассивны;Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива;Возникают конфликтующие между собой группировки;В трудных случаях класс не способен объединиться. Психолого-педагогические приемы, предназначенные для изучения и формирования социально-психологического климата в классе, направлены на: определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;коррекцию формальной и неформальной структуры класса;определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;применение игр, направленных на сплочение коллектива;определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;изучение индивидуальных особенностей школьников;развитие коммуникативных навыков;определение влияния личности педагогов и классного руководителя;социально-психологическую коррекцию взаимоотношений в коллективе. Условия, определяющие эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе: Личностные качества педагогов;Профессиональные качества педагогов;Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников. Наиболее эффективные способы формирования и поддержания социально-психологического климата в классе Ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу;Находить общие интересы;Формировать традиции класса;Создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий;Поощрять к открытости, доброжелательности, не навязывать друг другу свое мнение, приходить к общему, компромиссному решению; Создавать условия для повышения комфортности самочувствия, сохранять стабильно - положительные отношения между учителями и учащимися; Развивать коммуникативную культуру;Развивать эмпатийные способности членов группы. Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе Занятие 1ПЛАНЕТА НАШЕГО КЛАССА Задачи:практиковать через личностные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим;дать возможность детям почувствовать своё формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей;воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон. I этап. СОЗДАНИЕ МАТЕРИКОВ Упражнения: «Аплодисменты по кругу»Черты характера на начальную буквуМатерики «Планеты моего класса»: материк общения, материк учения, материк интересов, материк развлечений, материк мечты. РЕЗУЛЬТАТЫ: материк общения – лес Секретов, горы Любопытства, озеро Любви, река Анекдотов;материк учения – пустыня Геометрии, воды Литературы, равнина Математики, горы Физкультуры, лес Хороших оценок;материк интересов – озеро Конфет, река Спорта, гора Плотников, болота Рисования, котлован Сочинений, вулкан Задач, пустыня Учения;материк развлечений – река Плавания, река Чтения, гора Велосипеда, поле Футбола, вулкан Хоккея;материк мечты – равнина Мороженого, пустыня Радости, озеро Друзей. «Планета моего класса» II этап. «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ?» РЕЗУЛЬТАТЫ:море Спокойствия, море Радости, океан Доверия, море Счастья, океан Уважения, океан Любви, море Симпатии.ОстроваРЕЗУЛЬТАТЫ:желание учиться, заниматься спортом, играть в баскетбол,сочинять стихи. Я хорошо играю в лапту. Люблю играть в футбол,рисовать,делать поделки. III этап. «Я, И МЫ, И ВСЕ, КТО РЯДОМ: «Оживим нашу планету!» РЕЗУЛЬТАТЫматерик общения – Кирилл,Роман;материк учения – Анастасия,Кирилл;материк интересов – Владислав;материк развлечений – Андрей,Сергей;материк мечты – Анастасия,Владислав,Роман,Кирилл, Андрей,Сергей,Кирилл. «Наша планета и её спутники» РЕЗУЛЬТАТЫ (Нет взрослых!)Анастасия. Андрей,Кирилл,Роман. Сергей,Кирилл. Мама-мой самый лучший друг. (Анастасия,Кирилл,Роман). Занятие 2ИГРА «Калейдоскоп» РЕЗУЛЬТАТЫАндрей – необычный, люблю играть в футбол.Кирилл – азартный, активный, люблю компьютеры.Сергей – нормальный, компьютеры.Кирилл – активный, спорт.Анастасия – целеустремлённая,активная, весёлая, отзывчивая, самостоятельная, преданная, радостная.Роман – внимательный, люблю футбол. Занятие 3Я И МОИ ДРУЗЬЯ Литературный пересказУпражнение «Комплимент»Упражнение «Корабль» Упражнение «Зеркало и обезьяна» Обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Обсуждение поговорки: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!» Занятие 4ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КВН Цель: развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться со взглядами других, чувствовать группу и отдельных её участников. Разминка Жили-были Упражнение «Поздороваемся»Упражнение «Бег сороконожки»ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КЛАССАДОБРОЕ ПОЖЕЛАНИЕСЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ЗаборДеревоНовостьПолянаРекаНарод РИСУЕМ ЧУВСТВА Любовь Гнев Восхищение ПечальУдовольствие Ненависть  Вывод Специалисты утверждают,а практика свидетельствует: важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК). Используемая литература 1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 19892. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.4. Е.П.Картушина, Т.В.Романенко. Психологический комфорт в школе: как его достичь. Издательство «Учитель», Волгоград, 2009.5. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2008.6. Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами - М.: "Издательство АСТ", "Ермак", 20047. Микляева А.В., Румянцева П.В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006.