Презентация к семинару — практикуму Для чего нужны пальчиковые игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ(ЗПР)


Развиваем речь детей и взрослых Для чего нужны пальчиковые игры в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (ЗПР) Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. (В. А. Сухомлинский)Семинар-практикумподготовилаучитель - дефектологучитель-логопедМБДОУ №53 г.СимферополяТретьякова ЛюдмилаВладимировна …Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. ФГОС ДО Задержка психического развития (ЗПР) являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. При ЗПР страдают отдельные когнитивные функции:1.Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух.2. Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы. 3.Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации. 4.Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, информацию, сделать заключение.5. Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия Сухомлинский В.А. писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Пальчиковые игры – многофункциональная развивающая и реально эффективная методика, проверенная многими поколениями. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень психического развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.    Пальчиковые игры – это работа с пальцами ребенка во время игры. Влияние пальчиковой гимнастики на развитие активной речи Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно при водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует: -формированию правильного произношения; -помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп; -учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. «рассказывание» руками стихов, потешек с частой сменой фигур Пальчиковые театры Автоматизация звуков Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта«Гимнастика мозга» Пальчиковые кинезиологические упражненияПредложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками. «Пальчики здороваются» «Кулак – ребро» Работы Бехтерева и Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. «Собери»-закрепление обобщающих понятий Методика Никитиных «Собери квадрат» Составление рисунков с помощью палочек Кьюзера Cоздание образных фигур с помощью пособия Воскобовича «Шнур- малыш» Пальчиковые упражнения- уникальное средство для развития мелкой моторикиигры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:-сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев; -использовались изолированные движения каждого из них. «Футбол» шнуровки «Накручивание гаек» Нанизывание колец «Собери цепочку» Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук тренажерами су-джок Памяти, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, воображения Массажные мячики Обведи по контуру Шарики Марблс «Поиграй на бубне пальчиком» Намотай клубочек Втулки, вкладыши Паутинка для паучка «Собери из палочек» «игры с песком» ЗаключениеПальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития: мелкой моторики ,активной речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия,быстроты реакции и эмоциональной выразительности ,способности сосредотачиваться, расширения кругозора и словарного запаса детей, первоначальных математических представлений, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.