Презентация к семинару-практикуму для педагогов Учитель и проблемы дисциплины


В каждой паре утверждений выберите то, с которым вы в большей степени согласны — А или Б. 1. А. Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к своим ученикам.Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх. 2. А. Регулярно указывая ребенку на его ошибки, я действую для его же блага, так как это способствует достижению высоких результатов. Б. Я считаю, что постоянная критика приводит не к безошибочной деятельности, а к потере интереса к предмету 3. А. Часто мои ученики совершают такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают. Б.  Я чувствую, что чем хуже «выходка» ученика, тем больше он нуждается в поддержке. 4. А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше и опытнее его.Б. Я считаю, что важно сотрудничать с детьми, то есть радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними. 5. А. Очень полезно ставить в пример детям их более успешных сверстников.Б. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают. Подсчитайте результаты: Если вы выбрали 5 утверждений, обозначенных буквой Б, то вы — наш единомышленник.Если среди ваших ответов буквой Б обозначены 3 утверждения, то все равно вы — с нами. Если из всех выбранных вами утверждений не более 1-2 обозначены буквой Б, то вряд ли эта презентация покажется вам полезной. Три подхода к «философии дисциплины»: «Руки прочь»;«Твердая рука»;«Возьмемся за руки». Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо: Распознать истинный мотив проступка. В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку. Выбрать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем. Три основных закона поведения: 1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: привлечение внимания власть месть избегание неудачи. 1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. 2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни. Школьный план действий: Шаг № 1. Объективное описание поведения ребенка.Шаг № 2. Понимание мотива «плохого» поведения.Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке. Шаг № 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного школьного плана действий. Шаг № 1. Объективное описание поведения ребенка Это означает умение:Собирать и точно формулировать факты. Избегать субъективных оценок. Составлять конкретные, а не общие описания того где, когда, как часто и что конкретно делал ученик. Слова «всегда», «никогда», «ничего», «все время» не могут фигурировать в объективном описании поведения. Шаг № 2. Понимание мотива «плохого» поведения Нарушая дисциплину, ученик может не осознавать   что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:привлечение внимания власть месть избегание неудачи Шаг № 3.  Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке Педагогическое воздействие преследует две цели - остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор учеником более приемлемого поведения в будущем. Свойства педагогического воздействия Педагогическое воздействие должно быть:Быстрым;Верным;Неминуемым, обязательным. Шаг № 4. Разработка стратегии поддержки ученика для повышения его самоуважения Самоуважение школьника формируется, когда он: ощущает свою состоятельность в учебной деятельности; строит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками; вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы. Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию школьного плана действий Разработка школьного плана действий для построения конструктивных взаимоотношений с тем или иным учеником не только решает проблемы дисциплины, но также является темой для общения с коллегами и родителями. Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации: повышаем голос, произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я», оставляем последнее слово за собой, используем такие позы и жесты, которые «давят»,разговариваем с сарказмом, даем оценку характеру ученика, действуем с превосходством, используем физическую силу, втягиваем в конфликт других людей,настаиваем на своей правоте,передразниваем учеников, сравниваем одного ученика с другим…. Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание: Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание».Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота».Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите с портретом. Временно прекратите вести урок. Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание: Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность.Благодарите учеников.Пересадить ученика на другое место. «Стул размышлений». Как строить отношения с учениками, которых мы не любим, с мстительным поведением? Спасибо за внимание!