Формирование речевой компетентности младших школьников в процессе работы со словарём


Формирование речевой компетентности младших школьников в процессе работы со словарём Заместитель директора по УВР Халилова Г.С. Словарь- это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке.Анатоль Франс Большинство учебников с логотипом ФГОС уже высвечивают эту проблему в текстах:шрифтом синего цвета;рекомендацией обратить внимание на непонятные слова;сносками внизу страницы;различными видами словариков в конце учебника. В 1-м классе«Паровоз»Методическое обеспечение приёма: учащимся предложена группа слов-“вагончиков”, которые необходимо расставить в алфавитном порядке, сначала по первой букве слова, потом по второй и т. д. Листок со словами передаётся с парты на парту и каждый следующий ученик “прикрепляет” к составу новый “вагончик”«Шифровальщики»Методическое обеспечение приёма: учащимся предложено зашифровать своё небольшое сообщение с помощью цифр – порядковых номеров букв в алфавите, учащиеся обмениваются посланиями и расшифровывают их. «В мире слов»1.Значение слова.2.Слова-родственники.3.Присмотрись к слову!4.Произноси слова правильно! 5.Когда так говорят? На втором году обучения “Вставь букву”Методическое обеспечение приёма: используя словарь, учащиеся вставляют пропущенные буквы в данных словах.“Магазин трудных слов”Методическое обеспечение приёма: учащиеся делятся на две группы, “продавцов” и “покупателей”, первая группа выбирает из словаря слова на определённую тему (“Овощи”, “Фрукты” и т. д.) и обозначает пропуски в них. Вторая группа детей, получая слова и пользуясь словарём, вставляет нужные буквы. В 3-м классе“Галерея фразеологических оборотов”Методическое обеспечение приёма: учащиеся выполняют рисунки или коллажи, иллюстрируя известные фразеологические обороты, выставляют их в классе и предлагают друг другу угадать фразеологизм. По итогам выставки оформляется альбом фразеологизмов.“Телеграмма”Методическое обеспечение приёма: учитель просит детей передать телеграмму, но поясняет, что в связи с технологическими сложностями на телеграфе придётся сократить количество слов, не изменяя смысла. Учащимся предлагается текст с фразеологизмами. В 4-м классе “Переводчики”Методическое обеспечение приёма: учащиеся с помощью словарей иностранных слов дают объяснение предложенным словам. Улица Генерала КарбышеваИмя улице дано в 1979 году в честь Героя Советского Союза Карбышева Дмитрия Михайловича. Карбышев Дмитрий Михайлович родился в городе Омске в 1880 году. Он блестяще закончил Сибирский кадетский корпус и в 1898 году был принят в Николаевское инженерное училище. В 1900 году, по окончании училища, направлен служить в 1-й Восточно-Сибирский сапёрный батальон, начальником кабельного отделения телеграфной роты. Батальон дислоцировался в Манчжурии. В 1903 году произведён в поручики В Русско-японскую войну в составе батальона возводил фортификационные сооружения , проводил связь, ходил в разведку боем, участвовал в сражении под Мукденом. За проявленный героизм Карбышев был награжден пятью орденами: Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 3-й степени, Св. Анны 3-й степени, Св. Станислава 2-й степени и Св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость", 3-мя медалями. В 1911 году с отличием окончил Николаевскую военно-инженерную академию. В 1918 году участвовал в создании укрепрайонов в Самаре, Симбирске, Сызрани, обеспечивал операции по разгрому Колчака и Врангеля в Поволжье. С 1926 года Карбышев на преподавательской работе. В начале Великой Отечественной войны Карбышев выезжал на фронт, где был ранен и взят в плен. Фашисты пытались склонить его к предательству, но Карбышев, несмотря на пытки и мучения, остался верным своей Родине. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключённых (около 500 человек), был облит водой на морозе и погиб. Стал символом несгибаемой воли и стойкости. Звание Героя Советского Союза было присвоено генералу Карбышеву посмертно.