Презентация для подготовки педсовета на тему Духовно-нравственное воспитание


Идея опыта:Формирование активной гражданской жизненной позиции и патриотизма,Решение задач нравственного воспитания,Уважительное отношение к истории,Осознание себя потомками славного прошлого России и родного края.Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и обществознания Ведущие тенденции общественного развития в информационную эпоху ХХ век«Образование для жизни»XXI век«Образование через всю жизнь»«Патриотизм - неотъемлемая суть нашего народа»В.В.Путин Трансформация российского общества и новые приоритеты общего среднего образования В настоящее время в учреждениях общего образования России происходит формирование личностно-деятельностной образовательной парадигмы, которая приходит на смену «знаниевой». В основе личностно-деятельностной парадигмы образования - новое место и роль человека в обществе в целом и в системе образования, в частности. Целевые установки отбора содержания образованияобеспечение гражданского образованияформирование основ реализации социальных ролей, базовых коммуникативных, политических и социальных компетенций5 Вызовы времениКризис российской идентичностиСохраняющиеся риски распада РоссииНеопределенность ценностных ориентаций подрастающих поколенийСнижение качества образования Образование - ведущая социальная деятельность обществаФормирование российской идентичности как условие становления гражданского общества укрепления российской государственностиповышения конкурентоспособности человеческого капитала Ценностные ориентиры системы образования в стандартеГражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичностиИдеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни и семейные ценности, трудовая этикаПатриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культурЦенности личностной, социальной и государственной безопасностиНациональное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства Содержание воспитательного идеала Первый — Закон "Об образовании«Второй — отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте ИЗ ОПЫТА ИСТОРИИ Русские правила чести (из “поучения детям” Владимира Мономаха.) Уважение старших, защита младших. “Старых чтите, как отца, а молодых как братьев”.Трудолюбие.“Не ленитесь. Пусть солнце вас не застанет в постели”.Соблюдать чистоту души и тела. “Лжи остерегайтесь и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело”.Быть благородным. “Не причинять вреда ни своим, ни чужим”.


Свод правил XVI “Домострой”(эпоха Ивана IV Грозного).Каждый день после молитвы советоваться с женой.Любить и хранить детей.Учить ремеслу сыновей и рукоделию дочерей.Милость свою обращать на убогого, подавать нищим.


Юности честное зерцало(Эпоха Петра I)1. Почтение и послушание старшим.2. Трудолюбие.3. Необходимость знания грамоты, в том числе иностранные языки.4. Умение танцевать.5. Соблюдать этикет.


Ломоносов М.В. «Для пользы общества». "Всяческое беззаветное служение на благо ина силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла" Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Эпоха Александра IВоспитание благонадежных подданных, преданных и полезных монархии и Отечеству.Национальная идея:«Самодержавие, православие, народ» Советский периодВажнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма. СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО воспитания Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор СЕМЬЯЛичностная успешностьСоциальная успешностьПрофессиональная успешность ОБЩЕСТВОБезопасность и здоровьеСвобода и ответственностьСоциальная справедливостьБлагосостояние ГОСУДАРСТВОНациональное единствоБезопасность Развитие человеческого потенциалаКонкурентоспособность Личностное развитиеготовность и способность учащихся к духовному развитию-«становиться лучше"; укрепление нравственности –поступать по-совестиформирование морали развитие нравственного самосознания личности (совести) принятие общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;позитивную нравственную самооценку и самоуважение; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора Личностное развитиетрудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;свободолюбие как способность к самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию. Сфера общественных отношенийсформированность идентичности гражданина солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитие патриотизма и гражданской солидарности;укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи; Сфера общественных отношенийукрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;сформированность отношения к семье как к основе российского общества;законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений. В сфере государственных отношенийукрепление и совершенствование правового государства;повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;укрепление национальной безопасности. "От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке" Традиционные источники нравственности :Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей «малой Родине», служение Отечеству(ратное, духовное, трудовое).Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство Традиционные источники нравственностиГражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповеданияСемья – любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода Традиционные источники нравственностиТруд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивостьНаука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мираТрадиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога Традиционные источники нравственностиИскусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитиеПрирода – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознаниеЧеловечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество Роль отечественной истории в формировании российской идентичностиЭтническое самосознаниеГражданское самосознаниеФормирование мировоззренческих, ценностно-смысловых установок личностиОткрытость к диалогу культурРелигия и религиозная культура в жизни общества Ведущая целевая установка Осмысленное представление школьников о развитии общества и происходящих в нем процессах Основные средства ее реализацииПроблемный характер изложения материалаШирокое использование документовМногообразие вопросов и заданий Активные и интерактивные стратегии преподавания