Презентация на тему: Как жили наши предки


Как жили наши предки С давних времён жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Ставни использовались для защиты от холода и ветра и были неотъемлемым атрибутом каждого дома. Ставень – дощатая створка для прикрытия окна. По убранству оконных ставень можно было судить о достатке хозяина дома. В некоторых домах на окнах ставились наличники. * Наличник – накладная фигурная профилированная планка из дерева в виде рамы вокруг окон, декоративно оформленная, украшенная резьбой. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной коробкой. Наличники на окнах – словно лицо дома, его визитная карточка. Кроме того по народным поверьям наличники защищали от нечистой силы. * Обстановка в избе была тоже скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Центральное место занимала печь. «Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. На шестке, это небольшая площадка перед топкой печи, стояли чугуны. Чугунок - металлическая емкость округлой формы, предназначенная для приготовления пищи в русской печи, преимущественно для варки и тушения. * Иногда на шесток ставили таганок, металлический обруч на ножках, служащий подставкой для котла, чугуна при приготовлении пищи на огне. Когда протоплялась печь, её закрывали заслонкой, печной дверцей в виде железного листа с ручкой. * При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Перед посадкой хлебов в печь кочергой очищали от угля и золы под печи (нижняя кирпичная поверхность печи, на которую кладут дрова). Кочерга - это длинный, толстый железный прут с загнутым под прямым углом концом. * . С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Хозяйка использовала также сковородник - домашний печной инструмент, состоящей из длинной палки с приспособлением на конце для захватывания сковороды, который представляет собой крюк. Сковородником доставали горячие сковороды из печи. * В боковой стене печи делали неглубокие ниши – печурки, где обычно сушили лучину, мокрые рукавицы, валенки. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. * Ни одна семья не могла обойтись без глиняной посуды: горшка, корчаги, крынки, кувшина. Горшок, глиняный сосуд с широким открытым верхом, использовался для приготовления пищи. В каждом крестьянском хозяйстве имелась обязательно корчага, большой глиняный сосуд. * В глиняных крынках обычно хранили и подавали к столу молоко или простоквашу. Кувшин - как и кринка, глиняный сосуд с узким и высоким горлом. Он имел небольшой носик и изогнутую ручку. Кувшины считались праздничной посудой, и из них могли угощать не только молоком, но и квасом, брусничной водой, пивом. * Зерно или какие-либо продукты размельчали в специальной ёмкости – деревянной или чугунной ступе. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Он представлял собой длинную толстую палку с перехватом посередине для удобства работы. Ступой пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. * * Для хранения и просеивания муки хозяйка использовала сельницу - плоскую деревянную чашу. Для размешивания теста, смешивания различных жидкостей, взбивания масла служила еловая или сосновая палка с коротко срезанным на конце разветвлениями нескольких сучьев, которая называлась мутовкой. Это прародительница современных миксеров. * * В каждом хозяйстве были кадки и бочки. Кадка (кадушка) использовалась для заготовки впрок солений, квашений, мочений, для хранения сыпучих продуктов (муки, крупы). Бочка - это ёмкость закрытого типа для транспортировки и хранения жидкостей, сухих сыпучих веществ, продуктов. Заливное отверстие на боковине затыкала пробка, а на торце находился сливной краник. * Наши предки широко использовали бересту, из которой изготовляли туеса. Туес (буерак) – крестьянская утварь из берсты для хранения и переноски сыпучих продуктов, для сбора ягод, грибов орехов. * В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. Над входной дверью, между печкой и стеной крепили полати - навесной деревянный настил. Полати делали высокие, на уровне высоты печи. На полатях спали, так как печь долго сохраняет тепло, сушили лен, пеньку, лучину. Полати были излюбленным местом детей: и как место для спанья, и как самый удобный наблюдательный пункт во время крестьянских праздников и свадеб. * Чистая половина избы без полатей и без голбца называлась горницей. * Самым почётным местом в избе, которое находилось по диагонали от печи, был красный угол. С эпитетом “красный” очень много связано. Красный значит красивый, главный. Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. * Основным украшением красного угла была божница – полочка с иконами, перед которыми горела лампада, подвешенная к потолку, поэтому его называли еще «святым». Под божницей благословляли на все важные и даже простые, обыденные дела: на пахоту земли, посев, на дальний путь или ближнюю дорогу, благословляли воинов, идущих на войну, и молодых, идущих к венцу, благословляли женщину, у которой начинались схватки, на благополучные роды. Божницу украшали вышитым рушником и цветами. * На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку, детскую колыбель. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала. В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. * Для освещения избы раньше использовали лучину – тонкую длинную щепку сухого дерева, которую закрепляли в светец - специальное металлическое приспособление. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки. * * На смену лучине пришла керосиновая лампа (керасинка). Устройство этого светильника основано на сгорании керосина – продукта перегонки нефти. * В начале XX века стали появляться патефоны и граммофоны - механические устройства для проигрывания граммофонных пластинок. Эти аппараты не требовали подключения к электросети В движение они приводились от руки. Под патефон и граммофон танцевали на площадках в парках. Но они были весьма несовершенны. Шипение, треск и искажения были их постоянными спутниками. * Кровати раньше были на ножках, если накрыть ее одеялом или покрывалом, то просматривался пол. Для украшения и маскировки под покрывало заправляли подзор. Подзор – это декоративная деталь, украшающая постель в крестьянском жилище. Представляет собой полосу ткани с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни так, что при застеленной постели подзор остается открытым и свисает над полом. В давние времена пряжу для вязания не покупали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Эту шерсть расчёсывали чесалкой, специальным инструментом с «ежиком» длинных острых деревянных иголок. Получали вычесанный от мусора пучок шерсти, который назывался куделей. Для ручного прядения пряжи использовалось веретено - деревянная точёная конусообразная палочка. * Позже появилась прялка, которая была особой гордостью хозяек. Прялка состоит из узкой вертикальной ножки, на верхнем конце которой находится лопасть, на которую привязывается куделя и горизонтальной ножки (донце), где сидит пряха. * Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом – самопрялку. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. * Ткацкий станок «кросна» можно было увидеть в каждом доме села. Процесс прядения и ткачества происходил в крестьянской избе. На ручных деревянных станках ткали половики, холсты, сукно, узорные ткани, которые шли на пошив одежды, изготовление скатертей, полотенец, пологов и т.п. Домашнее ткачество было исключительно женским занятием. * Для намотки ниток использовали тюрик. Чтобы перемотать нитки, применяли скально. * Раньше русские женщины стирали вручную с помощью валика. Валёк - это массивная прямоугольная пластина для выколачивания белья во время стирки, слегка изогнутая, с рукояткой. В теплое время года женщины приходили стирать бельё на речку, а зимой стирали белье в корыте с помощью этого валика. * Позже появилась стиральная доска – ребристая металлическая доска в деревянной раме. Она облегчала насколько возможно тяжелый труд наших бабушек. Одежду интенсивно тёрли об ребра доски, и частички грязи легче отставали от ткани. * В старину русские женщины для глажения белья использовали рубель. Отжатое вручную бельё плотно наматывали на каталку и ребристой стороной рубеля по каталке (каток) водили вперед и назад, с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица:«Не мытьем, а катаньем». * С давних пор крестьянин вручную заготовлял сено, которое складировал в копны или зароды (стога). Для уборки зерновых культур (жатва хлебов) и резки трав использовался серп. Работающий серпом приводит его в действие одной рукою, другой придерживая срезаемые растения. * Для ручного ношения вёдер с водой использовалось коромысло - дугообразное деревянное приспособление очень удобное для переноски груза. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины. Ведра, надетые на него, кажутся женщинам более легкими. Вода остается чистой, так как в приподнятые над землей ведра не попадает пыль, головки цветов, семена трав. Зимой ведра не задевают снежных сугробов. *