Презентация мастер-класса Портфолио обучающегося начальной школы


«Технология портфолио в условиях ФГОС»Презентацию подготовилаучитель начальных классовМОУ СОШ №48Гетто О.М. Для чего все это нужно? Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному обучающимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Цель портфолио: выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников школы. Философия учебного портфолио предполагает: cмещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;интеграцию количественной и качественной оценок;перенос педагогического ударения с оценки на самооценку; Работа над самооценкойЭто я… Основной смысл портфолио: "Показать всё, на что ты способен". Девиз работы с портфолио обучающегося начальной школы "Каждодневный творческий процесс обучающегося должен быть зафиксирован". Как выглядит портфолио? Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам. Как выглядит портфолио обучающегося начальной школы? Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио обучающегося начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты) ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия, имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото обучающегося. Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов: "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает."Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье."Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры)."Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях."Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования."Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах."Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя. РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"Заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету удачно написанные контрольные работы, интересные проекты, отзывы о прочитанных книгах, творческие работы. Мы работаем над проектом РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА" Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. Участие в мероприятиях класса и школы Участие в спектакле РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ" В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" В портфолио обучающегося начальной школы этот раздел включает положительную оценку педагогом его стараний. Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года. МАСТЕР - КЛАСС Оформление титульного листа портфолио Памятка для педагогов по ведению портфолио 1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешаетсятолько с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие». Спасибо за внимание!