Доклад Портфолио как средство отражения творческой, проектной, исследовательской деятельности и стимул для развития обучающегося основной школы


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеСтаро - Тартасская основная общеобразовательная школа ПОРТФОЛИО как средство отражениятворческой, проектной, исследовательскойдеятельности и стимул для развития обучающегося основной школы Верниковская Е. А., учитель русского языка и литературы - Проблема перехода от оценки знаний, умений и навыков к оценке достижений школьников является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. - Ориентация на развитие мотивации достижений у обучающихся позволяет преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым страдают многие дети. Что надо изменить в школе, чтобы развить у большинства ребят мотивацию достижений? Прежде всего необходимо внести изменения в оценочную деятельность педагогов. Так называемый «портфолио» является способом фиксирования и накопления достижений обучающихся. Портфолио («портфель достижений обучающихся») – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Важная цель портфолио – представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;содействовать индивидуализации образования школьников;закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. Портфолио выполняет следующие функции:Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени;Целеполагания – поддерживает учебные цели;Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса от года к году;Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений. Процесс формирования портфолио основан на принципах:1. Самостоятельность. Обучающийся и его родители самостоятельно решают,какие именно документы и материалы они помещают в портфолио с учетом собственных целей и задач на каждый период обучения.2.Системность. Формирование портфолио должно быть в системе, а не разовой акцией.3. Достоверность. При использовании портфолио необходимо подтверждение материалов и документов, содержащихся в нем. Ведение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. В эксперименте по предпрофильной подготовке предлагается использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации. При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:«Портфолио работ»;«Портфолио документов»;«Портфолио отзывов». Портфолио документов портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Портфолио работ собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, практик, спортивных и художественных достижений. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, фотографий или папки, в которой сосредоточена документация, отражающая результаты индивидуальных учебных достижений школьника. Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем На основании предложенных вариантов портфолио предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио, либо «простые». Например: портфолио, состоящий из трёх разделов: документы+работы+отзывы;портфолио, состоящий из двух разделов: документы+работы; документы+отзывы; работы+отзывы;портфолио «простые»: либо документы, либо работы, либо отзывы. Портфолио как средство оценивания образовательных достижений учащихся школы комплектуется в период обучения в школе и может быть продолжено по её окончании, и использовано как источник дополнительной информации.