Презентация Музейная педагогика как средство формирования патриотических качеств обучающихся


МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО – НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями» Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музеяЗадачи музейной педагогики:Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики. Ключевыми понятиями музейной педагогикиМузейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя процессы пополнения и хранения предметов культуры.Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры.Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Направления деятельности музеяПоисково-собирательское. - Экспозиционное (оформительское). - Экскурсионное. - Культурно-массовые мероприятия, дела. 1.В деятельности музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные формы учебного взаимодействия.2. При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:3.Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает; 4.Комплексность – включение всех типов восприятия; 5.Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ. Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: экскурсии, экспедиции, вечера, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам. Групповыми формами работы являются кружок, издание газет и журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных маршрутов . Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе. Индивидуальная работа Предполагает поисковую работу , подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа. К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;- уроки в форме конкурсов, турниров, эстафет, викторин;- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, комментарий, мозговая атака, репортаж;- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, уроки памяти, урок-презентация;- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие. Устный журнал «Национальные краски полуострова» Встреча в музее «Мы вспоминаем о войне» Вечер встречи «От всей души» Урок-экскурсия «Школа, в которой я учусь» Встреча. Воспоминания о депортации Встреча с выпускниками Экскурсия