Методический семинар к конкурсу Учитель года 2016


Использование методов технологии критического мышления на уроках истории и обществознанияУчитель истории и обществознания МБОУ Новоселковская СШ Сочкова Ирина АлександровнаКонкурсное задание«Методический семинар» АктуальностьИнформация – один из главных ресурсов современного мира. Грамотное владение информацией – залог успеха.ПРОБЛЕМА: неумение современных обучающихся критически анализировать информациюИТОГ: возможно комерческое и политическое использование низкого уровня сформированности критического мышления, что несёт огромные негативные последствия для страны и общества, в том числе угрозу этнических конфликтов Проблеманеумение современных обучающихся критически анализировать информацию{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}реальноежелаемоеОбучающиеся привыкли получать информацию в готовом виде (как в учебнике, так и в Интернете) и использовать её, не прибегая к её критическому анализу, верификацииОбучающиеся уверенно ориентируются в мире информации и способны самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию, верифицировать и преобразовывать еёОбучающиеся затрудняются эффективно использовать полученную в учебном процессе информацию для решения конкретных задачКритическое мышление развивает в обучающихся умения отбирать информацию в соответствии с конкретной задачейТрадиционная педагогическая система рассматривает школьный учебник и дополняющее его слово учителя как единственные или основные источники знанийНеобходимость использования многообразных учебно-методических материалов и приёмов работы с ними, а также рост самостоятельной познавательной деятельности обучающихся позволит сформировать у них высокий уровень критического мышленияТрудность адаптации обучающихся к росту объёма информации и её изменению, возникающим в условиях стремительно развивающимся социально-гуманитарных наук, а также постоянного изменения и усложнения требований, предъявляемых к обучающимся государственными экзаменамиРазвитое критическое мышление позволит обучающимся динамично осознавать, усваивать и обрабатывать любую обновляемую информациюПассивно-потребительское отношение к информации развивает не творческие, а репродуктивные способности обучающихсяКритическое мышление развивает творческие способности обучающихсяНаправленность традиционного обучения на достижение в основном предметных результатов.Направленность образования на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.Отсутствие адаптированной к российской системе образования системы методов развития критического мышления школьников и диагностического инструментарияНаличие разработанной и апробированной системы методов развития критического мышления и мониторинга его сформированности создаст условия для более широкого применения технологии в российской школе Какие умения относятся к критическому мышлению?КОМПОНЕНТЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯанализ / выводы; выдвижение, формулировка, разработка гипотез; нахождение аналогий и других видов отношений между частями информации; активизация ранее приобретенных знаний; активизация причинно-следственных отношений; умение пользоваться различными способами интерпретирования информации;оценка значимости информации; сравнение — сопоставление — противопоставление; умение вырабатывать собственное мнение;умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;изучение других точек зрения;контраргументация; умение использовать информацию для структурирования и решения проблемы конкретных задач и проблем; установление проблемы в тексте информации;нахождение и оценка решений или альтернативных путей рассмотрения проблемы. К примеру, в рамках стратегии смыслового чтения и работы с текстом ставится задача обучить школьников:поиску информации и пониманию прочитанного;преобразованию и интерпретации информации;оценке информации. К примеру, во всех группах УУД встречаются компоненты критического мышления:в составе личностных УУД: например, формирование социально-критического мышления;в составе регулятивных УУД: например, умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;в составе коммуникативных УУД: например, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;в составе познавательных УУД: например, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связейТРЕБОВАНИЯ ФГОС, СВЯЗАННЫЕ С КРИТИЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМКомпоненты критического мышления нашли отражение в требованиях ФГОС второго поколения.

История технологии развития критического мышленияТехнология развития критического мышления разработана в конце XX века в США:Ч.ТемплД.СтилК.МередитД.КлустерД.Халпернзарубежный опытотечественный опытТехнология развития критического мышления известна в России с конца ХХ века:М.В. Кларин И.О. ЗагашевС.И. Заир-БекИ.В. МуштавинскаяТехнология развития критического мышления в настоящее время реализуется в 29 странах мира. История технологии



КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (греч. kritike искусство разбирать, судить) – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. (Педагогический словарь. М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров)Параметры критического мышления:критическое мышление есть мышление самостоятельное;информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить;критическое мышление стремится к убедительной аргументации;критическое мышление есть мышление социальное.Понятие и параметры критического мышления
Развивающий эффект. Условия реализацииПринципы реализации технологииреализации творческого потенциаларазвития коммуникативной культурыразвития информационной культурыповышения мотивации обучающихсяформирования собственной гражданской позиции обучающихсядостижения высоких предметных и метапредметных результатоввоспитания социально ответственной и морально развитой личностиРазвитие критического мышления создаёт необходимые условия дляздоровьесберегающие технологии;гуманизм;уважение к личности ребёнка;соответствие требований и заданий возрастным особенностям учащихся;системность и целостность работы. системно-деятельностный подход;установление межпредметных связей и проведения бинарных уроков (история и литература, история и биология, история и физика);сочетание урочной и внеурочных форм деятельности;обеспечение возможностей рефлексии обучающихся;

Базовая модель технологии развития критического мышленияфункции: систематизация, целостное осмысление, обобщение полученной информации;выработка собственного отношения к полученной информации;анализ собственных мыслительных операций и закрепление методов получения информацииформулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. фаза вызова (evocation)фаза осмысления (realization of meaning)фаза рефлексии (reflection)функции: актуализация имеющихся знаний;формирование личностного интереса, мотивации к получению новой информации. функции: активное получение информации;осмысление информации;соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.



Формы и методы реализации педагогической технологииэвристические беседы;моделирование ситуации;создание проблемных ситуаций и поиск путей выхода из них;«минутка новостей»;«историческая журналистика»;игровые методы;смысловое чтение;развитие умения воспринимать информацию на слух («смысловое слушание»);работа с кластерами, схемами, таблицами. урочныевнеурочныеметод проектов;исследовательские работы учащихся;экскурсии;внеклассные мероприятия;предметные олимпиады и конкурсы. Формы и методы реализации технологии


Формы и методы реализации технологииРАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХТЕКСТОВАЯ ФОРМАУСТНАЯ ФОРМА«ИНФОГРАФИКА»ВИЗУАЛЬНЫЙ И ВИДЕОМАТЕРИАЛуровень восприятияуровень продуцированиясмысловое чтение «смысловое слушание» анализ таблиц, схем, графикованализ изображений и видеосюжетов написание эссе, сочинений-описанийустные ответы обучающихся, дискуссиисоставление таблиц, схем, графиковсоздание изображение и видеосюжетов







{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}ЛИЧНОСТЬХАРАКТЕРИСТИКА 1) сводный брат Петра I, его соправитель с 1682 по 1696 г.  2)его жена, мать Екатерины и Анны 3)его дочь, племянница Петра I, императрица в 1730-1740 гг.  4)её старшая сестра, мать Анны Леопольдовны 5)первая жена Петра I, отправленная им насильно в Суздальско-Покровский монастырь в 1698 г.  6)вторая жена Петра I, российская императрица в 1725-1727 гг.{69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}ЛИЧНОСТЬРОДИТЕЛИРОДСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕТРУ IОТЕЦМАТЬЕкатерина I–– Пётр IIАнна ИоанновнаАнна ЛеопольдовнаИоанн VIПример задания (урок истории в 8 классе по теме «Эпоха дворцовых переворотов»). Учащиеся, работая в парах, анализируют схему родословной династии Романовых и на основании её заполняют таблицы.Пример обратного задания (урок обществознания в 10 классе по теме «Формы социальной динамики»). После работы с текстом (заполнения пропусков) обучающиеся составляют схему и выполняют закрепляющие задания на работу с терминами. Сочетание работы с информацией в различных формах


ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИРабота над понятиями (в сочетании с анализом визуального материала)Пример 1: выделение признаков понятия «дворцовый переворот» как формы смены власти. По картинкам обучающиеся называют три способа насильственной смены власти, после чего в беседе с учителем выделяют общее и различное между ними. Пример 2: выделение групп населения по занятости на рынке труда. Учитель разъясняет схему «группы населения по занятости» и формулирует с учащимися определения основных групп, после чего школьники выполняет задание на анализ конкретных примеров (к какой группе населения отнести каждый пример). ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДААнализ социальных реалий (в сочетании с моделированием ситуации)Пример 1: определение возможных стратегий поведения в условиях расслоения древнеегипетского общества и выбор оптимальной стратегии. Класс разделён на три группы: зажиточная древнеегипетская семья, средняя и обедневшая. Сообщается условие: из-за засухи в данном году случился неурожай. Каждая группа должна выделить три варианта действий своей «семьи» в данных условиях, у каждого варианта выделить плюс и минус, после чего выделить оптимальную стратегию.Пример 2: объяснение поведения людей в конкретной исторической ситуации. В древнем Египте пирамиды строили не рабы, а свободные общинники, причём их вовсе не нужно было заставлять тратить своё время и огромное количество сил на эту работу. Назовите две причины, объясняющие такое поведение свободных общинников. Формы и методы реализации технологии



ЛЕНТА НОВОСТЕЙ«ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения. (Петр Капица)Содержание метода. За неделю до урока обществознания один из обучающихся класса получает задание презентовать три самые значимые (по его мнению) новости из России и зарубежных стран. Структура новости: 1) анонс; 2) содержание события; 3) отрицательное последствие (с указанием для какого субъекта); 4) положительное последствие (с указанием: для какого субъекта); 5) собственная позиция. Выступление не дольше 5 минут, без распечаток и электронных подсказок. После выступления «докладчик» предлагает одно из своих суждений на голосование классу (каждый желающий анонимно высказывается «за» или «против» высказанного тезиса). Оценивается форма и содержание выступления «докладчика»Результаты. 1) Развитие умений готовить устное выступление; 2) формирование собственной позиции и её аргументация; 3) рост социальной гражданской активности; 4) формирование умения подвергать сомнению достверность имеющейся информации, обнаруживать в ней недостоверности, пробелы и находить пути их восполнения. Содержание метода. На основании полученной на уроке информации обучающиеся, разделённые на команды, несколько минут готовят и потом презентуют фрагмент газетной статьи или выпуска новостей о изученном событии в духе какого-либо СМИ (современного изучаемо эпохе или нашим дням). Во время выступления каждой команды остальные получают функции телевизионных критиков. Результаты. 1) Развитие умения анализировать содержание информации исходя из понимания тех целей, которые были поставлены перед источником её передачи. 2) Формирование умений сегментации информации, определения значимости каждого сегмента и необходимости его использования для решения конкретной задачи. 3) Развитие коммуникативной культуры и умения работать в команде. 4) Развитие исторического мышления. Формы и методы реализации технологии

Пример заданий интегрированного тестированияПрочитайте текст и выполните задания(А) Абсолютной монархией называют форму правления, при которой все ветви власти находились в руках одного монарха. (Б) В Российской империи XVIII в. законодательная, исполнительная и судебная власть формально полностью принадлежала правителю. (В) В отличие от монархии, в республике высшие должностные лица избираются населением. (Г) После смерти Петра I в России началась эпоха дворцовых переворотов. (Д) Некоторые правители в России в период 1725-1762 гг. пришли к власти с помощью дворцовых переворотов. (Е) Не подлежит сомнению, что государственное управление в эпоху дворцовых переворотов осуществлялось недостаточно эффективно, что негативно сказалось и на развитии российской экономики.Часть 1. Задания на работу с текстом1. Какое или какие из приведённых выводов верны? 1) Все правители эпохи дворцовых переворотов формально были абсолютными монархами. 2) Все правители России в период 1725-1762 гг. пришли к власти посредствам дворцовых переворотов. 3) В истории эпохи дворцовых переворотов были монархи, которые получили власть по наследству после смерти предыдущего правителя. 4) В истории эпохи дворцовых переворотов не было ни одного правителя, который правил бы до смерти и при этом умер бы своей смертью.2. Какое предложение в тексте имеет характер теоретического суждения?3. Какое предложение в тексте носит характер оценочного суждения?4. Сделайте умозаключение на основе предложений А и Б. 5. Какое предложение не соответствует основной теме текста и его содержанию? РезультативностьУчастие в школьном этапе предметных олимпиадахРЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ 2011-2015 г. (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ){69012ECD-51FC-41F1-AA8D-1B2483CD663E}год сдачи ЕГЭколичество выпускников, сдававших ЕГЭ по обществознаниюсредний баллсредний балл по РФмаксимальный балл2011125655,2662013156459,585201535252,762Качество знаний обучающихся Конкурсы и викториныРождественские чтенияРайонная викторина «Купно за едино»Районная историческая играКонкурс плакатовРайонная правовая игра





Концерты и внеклассные мероприятияПосещение мемориального комплекса Тани СавичевойИсторический вечер «Война сквозь поколения»Концерты, митинги, встречи с ветеранамиАкция «Письмо ветерану»Классный час «Символы России»






СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!