Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в соответствии с ФГОС ДО


Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в соответствии с ФГОС ДОВыполнил: Одинцова Наталья Викторовна,воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 91» «Семья подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление» И.Г. Песталоцци«Материнская школа та последовательность и сумма знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.» Я.А. Коменский«Семья одно из зол на пути формирования нового человека» Роберт Оуэн«Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семьяможет воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей» А.С. Макаренко«В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей» В.А. Сухомлинский Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 года N 273-ФЗГлава 4, статья 44 Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы ДОУ нетрадиционные  формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.Задачи исследования:1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.2. Разработать перспективный план по использованию нетрадиционныхформ взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.3. Реализовать составленный план взаимодействия с родителями.4. Провести анализ проделанной работы. Гипотеза исследования: взаимодействие дошкольного учреждения ссемьей будет эффективнее:если нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;если в работе будут преобладать формы, направленные на компетентное воспитание своих детей. Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова«взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.Содружество – объединение кого – либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. ДОУЕдиное образовательное пространствоСемья Основные принципы взаимодействия ДОУ и семьи:открытость детского сада для семьи; сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности ребенка в семье и детском коллективе. Функции сотрудничества образовательного учреждения с семьей в соответствии с ФГОС ДО:ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса; психолого-педагогическое просвещение;включение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность; помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительский комитет, Совет ДОУ. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей(по Т.В. Кротовой и О.Л. Зверевой){FABFCF23-3B69-468F-B69F-88F6DE6A72F2}НаименованиеС какой целью используется эта формаФормы проведения общенияИнформационно - аналитическиеНаправлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Социологические опросы Социологические срезыТестыАнкетирование «Почтовый ящик»Информационные корзины  ДосуговыеУстановление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьмиСовместные досугиПраздникиУчастие детей и родителей в выставках {FABFCF23-3B69-468F-B69F-88F6DE6A72F2}НаименованиеС какой целью используется эта формаФормы проведения общенияПознавательныеОзнакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей, компетенцииСеминары – практикумыПедагогическая гостинаяИгры с педагогическим содержаниемБиблиотека для родителейСобранияКонсультацииНаглядно информационные:- информационно – ознакомительные;- информационно - просветительские Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Дни открытых дверейОткрытые просмотры. Выставки детских работИнформационные проспектыВидеоролики о жизни ДОУВыпуск газетИспользование современных технологийИнформационные стендыПапки-передвижкиТематические выставкиМинигазеты   1. Проанализировать отношение родителей к детскому саду, компетентный подход к воспитанию детей.2. Разработать перспективный план по использованию нетрадиционных форм взаимодействия  дошкольного учреждения с семьей.3. Реализовать составленный план взаимодействия с родителями.4. Провести анализ проделанной работы.Задачи исследования: Первый этап:АнкетированиеАнализ результатов«Кому принадлежит, по Вашему мнению, ведущая роль в воспитании детей?» 5% семье, 85% детскому саду, 10% семье и детскому саду.«Из каких источников вы получаете знания о воспитании ребёнка?» 30% опираются на свой личный опыт, 45% признают, что им не хватает педагогического опыта, 50% воспитывают без специальных знаний, по интуиции.«С какими трудностями вы сталкивайтесь при воспитании ребенка?» 55% ответили, что недостает педагогических знаний.«Какие меры необходимы для улучшения ребенка в семье?» 50% отметили, что регулярные встречи с педагогами и специалистами. «Нужна ли вам помощь в воспитании ребенка?» 60% ответили положительно. «Готовы ли вы посещать мероприятия организованные воспитателями и специалистами ДОУ?», 65% готовы. Выбрали основные направления взаимодействия с семьей:Повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные консультации, семинары, родительские уголки, индивидуальные беседы, круглые столы.Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.Составили перспективный план работы с родителями на 2013 – 2014 учебный годОбсуждение с родителями плана роботы Мастер – класс музыкального руководителя «Игрушки - шумелки» Досуговые:Выставки детско – родительских работ:«Осенний калейдоскоп»«Новогодняя игрушка»«Олимпийский резерв»«С юбилеем, детский сад!» Музыкальные досуги:«Новогодний утренник»«До свидания, ясли!» Акции: «Лучший зимний участок»«Лучший участок» «Семейный театр» Третий этап:АнкетированиеАнализ результатов«Кому принадлежит, по Вашему мнению, ведущая роль в воспитании детей?», 20% ответили детский сад и семья, 80% семья.«Для чего по вашему мнению ребенок должен посещать детский сад?» 35% для общения со сверстниками, 65% развития его способностей. «Из каких источников вы получаете знания о воспитании ребёнка?», посещают лекции для родителей 85%, советуетесь с педагогом 10%, из жизненного опыта 5%. «Были полезные для вас мероприятия проведенные воспитателями и специалистами ДОУ.», полезными считают 95% родителей. «Будете ли вы в следующем года посещать различные мероприятия?», 65% да, 35% иногда. Спасибо за внимание!