Организация ППРС в группе, как фактора развития речи


Организация предметно пространственной среды в группе, как фактора развития речиВыполнил: учитель – логопед: Ефимова Елена Александровна Требования к развивающей предметно-пространственной среде.ПРС должна быть:•        содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.)•        трансформируемой (изменение ПРС в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);•        полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т.д);•        вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);•        доступной;•        безопасной. Функции образовательной среды 1. Информационная функция.Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов. Функции образовательной среды Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. Функции образовательной среды Развивающая функция среды является ведущей.Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует сое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе  к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Функции образовательной среды . Функция сохранения психологического здоровья.Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности. РПП среда в младшем дошкольном возрасте:При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. РПП среда в среднем дошкольном возрасте:Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать. РПП среда в старшем дошкольном возрасте:Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты. Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОССоциально-коммуникативное развитие:- Центр ППД- Центр пожарной безопасности- Центр труда, уголок дежурств- Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр) Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОСПознавательное развитие:Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведенияЦентр сенсорного развитияЦентр конструктивной деятельностиЦентр математического развитияЦентр экспериментирования Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОСХудожественно-эстетическое развитие включает:- Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»- Центр музыкально-театрализованной деятельности Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОСФизическое развитие:Центр физического развитияЦентр сохранения здоровьяСпортивный уголок «Будь здоров!» Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОСРечевое развитие:Центр речевого развития или уголок речи грамотностиЦентр «Будем говорить правильно»Центр «Здравствуй, книжка! »Логопедический уголок Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.