Презинтация по психологии Адаптация первоклассников к школьным условиям


Адаптация первоклассников к школьным условиям МАОУ «Туртасская СОШ» УМР Проблемы в адаптации Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5-6-й неделе обучения. Психологическая готовность к школе Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие памяти, внимания, мышления, речи; развитие навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми; умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения; развитие познавательных процессов. Показатели готовности к школе Общее развитие познавательной сферы.« Рисунок человека»: умственное развитие.«Графический диктант»:выполнение устных инструкций; самостоятельное выполнение задания по образцу; развитие мелкой моторики.«Образец и правило»: соблюдение нескольких правил одновременно. Результаты диагностики готовности к школе в 1-х классах Результаты исследования уровня мотивацииРисуночный тест «Что мне нравится в школе?» А.М.Шуберт Общие результаты исследования мотивации 54 учащихся (65%) нарисовали учебную ситуацию: класс, школьную доску, парты, учителя, что свидетельствует о наличии у школьников успешной адаптации к обучению в школе и высокой мотивации к школьному обучению.21 учащихся (25%) изобразили ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами, что свойственно детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты.8 детей (10%) нарисовали игровую ситуацию в школе. Эти работы характеризуются положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Однако некоторым это не мешает иметь успехи в учебной деятельности. Результаты анкетирования родителей по адаптации первоклассников В ходе опроса родителей установлено, что 79 % детей охотно посещают школу.Вполне приспосабливаются к школьному режиму – 85%.88% учащихся довольно часто делятся школьными впечатлениями.90 % родителей считают, что дети  легко вступают в коммуникативные отношения с учителями и с сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках, получается контролировать свое поведение и осваиваться в новой обстановке.35 % ответили, что не всегда соблюдают режим дня.Справляются с учебной нагрузкой без напряжения – 82%. Проблемы, связанные с началом школьного обучения: большая нагрузка, ребенок не успевает;трудности в изучении алфавита, не может запомнить буквы;чтение, сложение слогов;отсутствие группы продленного дня;привыкание к режиму дня, к новым одноклассникам;ребенок невнимательный, рассеянный, не слышит объяснения учителя;нуждаемся в помощи логопеда. Схема социально-психологической адаптации первоклассника Диагностика адаптации по методике Александровой А.Е. Показатели адаптации:Настроение ребенкаКонтакты со сверстникамиПознавательная активностьДисциплинаРеакции агрессии, гневаСтрахДвигательная активность на переменеОбщее самочувствиеУспеваемость Результаты диагностики адаптационного периода В ходе диагностики установлено, что 35% учащихся первых классов- хорошо адаптированные, т.е они легко включились в школьную жизнь. Родители и учителя уделяют много внимания их развитию, беседуют о школе, формируя положительную мотивацию к обучению. Они хорошо подготовлены к школе, обладают широким кругом познавательных интересов,  легко вступают в коммуникативные отношения с учителем с сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках. 51 % учащихся (средний уровень) отличаются неравномерностью развития, страдает произвольность поведения, не обладают широким кругом познавательных интересов, не всегда легко вступают в коммуникативные отношения с учителем, со сверстниками, с удовольствием отвечают на уроках, но на  уроках часто отвлекаются, поэтому не успевают вовремя выполнять задания, правильно ответить, требуют к себе постоянного внимания со стороны учителя. 14% учащихся имеют низкий уровень адаптации, у которых наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях. Особенно характерно следующее сочетание факторов: недостаточная произвольность психических функций;  чрезмерная   расторможенность; низкая мотивация; низкая интеллектуальная деятельность; нарушение дисциплины. С этими детьми будут продолжены коррекционно-развивающие занятия с целью оптимизации процесса их адаптации в школьных условиях. Рекомендации для педагогов по процессу адаптации первоклассников Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.Используя игровые психологические методики, учитель может создавать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. 4. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут строить ребенку здоровья т.е.:Обеспечить своевременную смену видов деятельности;Не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;Отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;Использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.5. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации. Малый педагогический совет "Адаптация пятиклассников в условиях перехода из начальной школы в основную» Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие:адаптацию физиологическую, психологическую, социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Возникающие проблемы: очень много разных учителей;непривычное расписание;много новых кабинетов;новый классный руководитель;возросший темп работы;возросший объем работ в классе и д/з;рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;  самостоятельность в работе с текстами;низкий уровень развития речи;слабое развитие навыков самостоятельной работы;своеобразие подросткового возраста.  Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения;ребенок легко справляется с программой;степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.Нежелания выполнять домашние задания.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.Жалобы на те или иные события, связанные со школой.Беспокойный сон.Трудности утреннего пробуждения, вялость.Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Возможные реакции: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.Сроки адаптационного периода.2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся) Результаты анкетирования школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) Выводы: высокий уровень учебной мотивации имеют 9чел.-12%, у детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки; достаточный (хороший)–23чел.-32% учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью; положительное отношение к школе, но школа привлекает не учебными сторонами – 28 чел.-39%, учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает; низкий уровень учебной мотивации обнаружен у 12 чел.-17%,эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.негативный уровень (ненависть к школе) отсутствует. Результаты исследования школьной тревожности (по методике Филлипса) Факторы выявления школьной тревожности Общая тревожность в школе.Переживания социального стресса. Фрустрация потребности в достижении успеха.Страх самовыражения.Страх ситуации проверки знаний.Страх несоответствовать ожиданиям окружающих.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Выводы: Учащиеся, имеющие повышенный уровень тревожности, испытывают страх ситуации проверки знаний и имеют проблемы и страхи в отношениях с учителями. Эти данные можно объяснить возрастными особенностями (ориентация на сверстников, на мнение значимого большинства, заниженная самооценка, неуверенность в себе), а по фактору 2(фрустрация потребности в достижении успеха) возможна слишком строгая система оценки знаний, а также сформировавшаяся в начальной школе установка на избегание неудачи, которая тесно связана с заниженной самооценкой и неуверенностью в себе. Результаты анкетирования «Отношение к школе» Из 72 учащихся, принявших участие в анкетировании, школа нравится всем. Режим работы, уровень обучения и стиль взаимоотношений в школе устраивают большую часть опрошенных. Довольны своими отношениями с учителями – 90%,чувствуют себя спокойно при общении с учителем – 44%, слегка беспокоятся – 43%. Волнуются перед проверкой знаний – 42%, беспокоятся насколько правильно справились с заданием -68%. Причины по которым учащимся трудно учиться: На выполнения домашнего задания дети затрачивают: Пятиклассники считают свой класс: Самые интересные предметы Самые трудные предметы Больше всего в нашей школе учащихся привлекает Рекомендации учителям предметникам 1.Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов.2.Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.3. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.4. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не её снижению.5. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.6.Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т.д., выставляйте оценки не формально, а с учётом личностных особенностей и достижений каждого ученика.7.Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.