Презентация к ученической конференции Сленг.


Приморский крайМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Лучегорск. Слайд-презентация ученической конференции.Номинация: Язык как духовное и культурное достояние России.Тема: Почему мы так говорим? Сленг.Форма: Круглый стол. Выполнила: ученица 11 «Б»МОУ «СОШ №2» п. Лучегорск Жукова АннаРуководитель: учитель русского языка и литературы Антонюк-Антимирова Татьяна Валерьевна п. Лучегорск . Цели и задачи конференцииЦель:Привлечь внимание детей к проблеме воспитания любви, бережного отношения к русскому языку как к духовной ценности, осознанию языка как формы выражения национальной культуры.Задачи: Понять, что такое сленг. Как к этому явлению относятся люди разных возрастных категорий. Выяснить причины, по которым современный человек говорит на сленге. Развить у школьников мотивации к бережному отношению к слову, воспитать уважение к родному языку. Консолидировать усилия учащихся, родителей, учителей русского языка и литературы, библиотекарей для популяризации русского языка.Участники конференции: Школьники 12 – 17 лет Учителя русского языка и литературы Родители Библиотекари Представители местного телевидения и радио Администрация школы Всемирная культура и история подтверждает, что единственно верный путь к просвещению народа – это понимание родного языка – животворящего истока национального характера, народного просвещения и государственности. Издревле народ на Руси называли языком. У летописца Нестора (XI в.) нет даже слов «народ», «племя», а только – «ЯЗЫК». «…Язык – это история народа. Язык – путь цивилизации и культуры…» (А.И. Куприн). Но в наше время силу начало набирать явление, называющееся Сленгом. Сегодня Сленг является наиболее важной культурной проблемой и дабы обсудить её характер и возможные пути решения, я представляю вам свою презентацию. СЛЕНГ? Что же такое сленг и каковы причины его появления, его функции и влияние на русский язык? На эти вопросы я попытаюсь дать ответы в своей презентации, которую хочу вам представить… Однажды, за круглым столом… Давайте с вами представим, как за круглым столом собрались историки, лингвисты и психологи. Встретились они с одной целью – обсудить и постараться решить проблему молодёжного сленга. Первыми выступили историки, что бы рассказать собравшимся, откуда появился сленг и какие события могли привести к его появлению… В течении 20-ого века русский язык трижды попадал в серьёзные кризисные ситуации, породившие три мощных волны развития. Первая связана с Первой Мировой Войной, Революцией 1917 года и последовавшими за ней Гражданской войной и разрухой. Период не только решительного забвения классического русского языка 19 в., слегка подёрнутого дымкой и флёром декоданса «серебряного века», но и время мощнейших струй новых слов и грамматических подновлений. Вся революционная грамматика, стилистика и лексика внедрялась в русский язык не только и не столько вождями революции, сколько малолетними революционерами. Не менее мощной, но иной струёй развития языка стало её криминально-хулиганская демократизация. Эту лингвистическую волну внёс класс беспризорников, по численности вполне сопоставимые с классом пролетариев, по сведениям 1922 года их насчитывалось до семи миллионов (около 5% всего населения страны). Именно тогда возникла смесь жаргона со слэнгом – русская феня, с одной стороны сделавшаяся языком практически всех слоёв населения, но с другой стороны сделавшая всю страну закрытой, за железным занавесом стороннего понимания. Вторая волна связана со Второй Мировой Войной. Собственно, почти всё повторилось опять: казённые дети (суворовцы и нахимовцы), беспризорники, безотцовщина… «Влияние войны и связанные с нею невзгоды сказываются, к сожалению, в другом. У мальчиков был перерыв в учёбе. Они скитались из города в город, были в эвакуации, и не всегда у родителей хватало времени следить за правильным развитием детей. У многих речь страдает погрешностями против законов русского языка, она неряшлива, отрывиста, перегружена лишними словами.» Если первая, революционная, ситуация покинутых и брошенных детей была хулиганской по причине полного сиротства детей, то вторая – военная, по причине безотцовщины. В то время возникли возвратные глаголы типа: штудироватся (учится), вашиться (мыться), хайлиться (здороваться). Третья волна оказалась самой мощной и продолжительной. Она тянется более десяти лет и не известно, сколько ещё протянется. С перестройкой и последующей откровенно криминальной демократизацией рухнуло не только советское государство, но и налипший на него советский народ. Рухнул советский человек, советская мораль, советская семья – идеологическая ячейка общества. Родители оказались по преимуществу моральными банкротами в глазах своих детей. Это нравственное сиротство целого поколения – явление гораздо более страшное чем кажется. Если в двух предыдущих волнах обездоленному детству и его языку была противопоставлена официальная мораль, то теперь ничего такого нет, а средства массовой информации работают не против, а за моральную вседозволенность, новый язык, за превращение новой фени новых русских в родной язык нового поколения. «Беспредел», «Общаг», «Стрелка», «Тусовка», «Стволы», «Путана», «Зелень» - всё это хлынуло из зон и малин в газеты и на телевидение. Всё это обсуждалось и использовалось юмористами, политиками, правителями, бизнесменами, обозревателями. Следующими выступили психологи, которые попытались привести иные причины возникновения сленга и его огромной популярности среди молодёжи… По причине того, что подросток вступает во взрослую жизнь, он всё больше ощущает внутреннюю пустоту. Вместе с ней растёт и потребность в общении. Подобная потребность появляется, потому что подросток хочет оценить себя, путём сравнения с другими людьми, а наиболее подходящими являются сверстники. В общении с людьми, подросток пытается не только принять какую-либо информацию, но и излить свои душевные переживания. Но из-за неправильного или неполного понимания родного языка, подростки пытаются «упростить», «модернизировать» язык, всячески искажая его и добавляя новые слова. Так и формируется сленг. В итоге можно сделать вывод, что слэнг является неким подобием «творческой деятельности», способом самовыражения и самоутверждения подростка в социуме. Но учитывая, что сленг является проблемой не просто определённого человека, а бедствием целых поколений, он представляет огромную опасность для родного языка. Затем слово взяли лингвисты… Руководствуясь мнением психологов, лингвисты сделали вывод, что именно неправильное преподношение родного языка даёт подросткам «стимул» на то, чтобы самим преображать язык и подстраивать его под себя. Это является главным источником сленга – неверное восприятие родной речи! И действительно, дети, предоставленные сами себе и стихиям свободного существования, как голодные волчата, хватают любые языковые куски, заглатывают и совершенно не страдают от «несварения» и при этом свободно занимаются словообразованием и даже грамматическими инновациями. Подобная свобода ведёт к освобождению языка от пут морали, а в случае с русским языком – от ЛЮБОЙ морали. Страшно подумать к каким последствиям может привести подобная свобода.Сам сленг можно разделить на четыре вида:Эмоциональные слова и выраженияСлова и выражения с эмоциональным значениемСлова с эмоциональным компонентом значемЭмоциональные речения Рассмотрим каждый тип в отдельности: К первому типу относятся слова и выражения, используемые в жаргоне прежде всего как эмоциональные восклицания и междометия (улёт, чума). Следуя из этого, можно сказать, что они полностью теряют своё значение и несут лишь эмоциональный «импульс». Также особенностью их функции является то, что выражать эти слова могут самые разные, порой противоположные, эмоции («полный атас», «кино и немцы»). Поэтому чаще всего их значение определяется контекстом, мимикой, интонацией и жестикуляцией говорящего.Ко второму типу относятся слова и выражения, которые не только выражают эмоциональное состояние говорящего, но и точно называют переживаемую им эмоцию (кайфовать, опухнуть, тащится). Третий тип подразумевает под собой фамильярное (уничижительное) отношение к описываемому предмету или человеку («училка», «дерюга», «класснуха»). Подобные жаргонизмы не несут на себе отрицательное мнение говорящего об описываемом предмете, но всё же направлены на намеренное снижение его значимости. Жаргонизмы четвёртого типа направлены на волеизъявление говорящего собеседнику, но при этом не предполагают под собой немедленного исполнения, что было бы абсурдным («иди ты в пень», «иди паси ежей»). С помощью этих жаргонизмов говорящий даёт понять собеседнику, что тот раздражён или не хочет продолжать беседу. Итак, подводя итог, все три стороны выдвинули свои формулировки тому, что же есть сленг:1.Сленг – слова, употребляемые людьми определённых возрастных и социальных групп, профессий, классов.2.Сленг – слова, свободно «живущие» в современном языке, но не желательные к употреблению в языке литературном.3.Сленг – слова, появляющиеся в языке в результате попыток самовыражения. Сам я хочу заострить ваше внимание ещё на одном виде сленга, получившего огромное развитие в наши дни – сленг компьютерный.Во-первых бурному развитию компьютерного сленга предшествует развитие самих компьютерных технологий. Так как большинство компьютерных новинок появляется в Америке, и лишь через определённое время доходит до России, те названия которые они получили за границей не находят подходящего русскоязычного эквивалента. Таким образом приходится использовать оригинальные англоязычные названия, что ведёт к наполнению русского языка английскими словами и к бурному развитию компьютерного сленга.Во-вторых существует тенденция к сокращению длинных и громоздких слов из компьютерной лексики. Например Motherboard (Материнская плата) на компьютерном сленге может звучать как «мамка» или «матка».Само увлечение англицизмами обусловлено стремлением к созданию идеала. Американское общество, более развитое чем наше, является идеалом и добавляя к своей речи англоязычные слова, молодые люди как бы стараются приблизить себя к этим высотам. Стихотворение В.К. Лебедева«Моя тревога» Словно зеркало, речь отражает наш быт,А на зеркале трещинки, трещины…Вот мужчина кого-то со зла материт,Вот ругается мерзостно женщина.Матерщина привычною стала, и вновь,Словно лава, вскипевшая в кратере,Изливается злоба в ней и нелюбовьПросто к женщине, чаще к матери.Я, беззлобны, похабщине тоже не радИ гляжу на неё с опаскою.В скудность слов органично вливается мат,Становясь непременной связкою.Торжествует похабства российского ген,И сейчас, даже чаще чем ранее,Вспоминают, общаясь, мужицкий членВ эрегированном состоянии.И заборы, и стены родимой страныТыщи раз это слово видели…А ещё выпекают повсюду «блины» -Слова грязного заменители.Вот и дети спокойно их начали печь –Чем ,скажите, не словотворчество?Умирает не только высокая речь,А душа у больного общества. В конце своей презентации хочу преподнести вам небольшой список сленговых выражений и слов:Базар – разговор, обсуждение чего-либоБухой – пьяныйДогоняешь – понимаешьЗацени – попробуйЗамочить – убитьКент – пареньКруто, Офигеть, Отпад – здоровоЛажа – враньёМент – милиционерНиштяк – хорошоОблом – что-либо не получилосьОтстой – ерундаОттягиватся – хорошо проводить времяСвалить – уйтиСтопудово – точноТусовка – вечеринкаТачка – машинаХавать – естьЧерепа – родителиШнурки в стакане – родители домаЯщик - телевизор