Презентация на тему Использование мнемотехники в речевом развитии детей (старший дошкольный возраст)


«Использование мнемотехники в речевом развитии детей»МБДОУ «ДС «Золушка»учитель-логопед высшей квалификационной категории Москвицова Светлана Саркисовнаг. Муравленко Трудности у детей с лексико-грамматической несформированностью, двуязычиемОдносложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Недостаточный словарный запас.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.Плохая дикция. Факторы, облегчающие процесс становления связной речи:- наглядность- создание плана высказывания “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.К. Д. Ушинский МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций Приемы наглядного моделирования пиктограммы заместителимнемоквадратымнемодорожкимнемотаблицы Содержание мнемотаблицы-это графическое, или или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, действий и др. Этапы работы по использованию мнемотаблиц1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно Использование мнемотаблиц в работе по развитию речиобогащение словарного запасаобучение составлению рассказовпересказ художественной литературыотгадывание и загадывание загадокзаучивание стиховавтоматизация звукопроизношенияобучение грамоте Составление рассказа о временных явлениях Обучение грамоте Характеристика и автоматизация звуков Заучивание стихотворенияАвдиенко Е.ЗимаВышел на просторыПогулять мороз.Белые узорыВ косах у берез.Снежные тропинки,Белые кусты,Сыплются снежинкиТихо с высоты.В белые метелиУтром, до зари,В рощу прилетелиСтайкой снегири. Мнемотаблицы в индивидуальной работе Тематика мнемотаблиц Результатыу детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Рекомендуемая литература1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.3. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.4. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники/ Спб., 2005 – 71с. 5. Полянская Т.Б использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, 20096. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.7. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.8. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12. 9 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.