Электронный справочник Языковые средства выразительности


Языковые средства выразительности Электронный справочник Лексические средства (тропы)Синтаксические средстваФонетические средства Лексические средства (тропы)АллегорияГиперболаИронияКаламбурКрылатые выраженияЛитотаМетонимияМетафораНеологизмыОлицетворениеОксюморонПаронимыПарадоксПословицыПросторечная и диалектная лексикаПерифразаСинонимыСинекдохаСравнениеУстаревшие словаФразеологизмыЭпитет Синтаксические средстваАнафораАнтитезаВопросительное предложениеГрадацияИнверсияПериодПараллелизмПарцелляцияРиторическое восклицаниеРиторический вопросРиторическое обращениеУмолчаниеЭллипсисЭпифора Фонетические средстваАллитерацияАссонансЗвукоподражание Аллегория - иносказание - Хитрость- в образе лисы,- Мужество и сила – в образе Ильи Муромца.- Красота – в образе Аполлона. Гипербола – преувеличение свойств, качеств - Я сто раз говорила.Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. ( А. К. Толстой.)В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.Маяковский)- Глаза громадные, как прожекторы. (В.Маяковский) Ирония – вид тропа, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель – тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии – сарказм Смотри, каков Самсон! ( о слабом, хилом человеке).Отколе, умная, бредёшь ты голова? (при обращении к ослу)(И.А.Крылов) Каламбур - игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимов. - Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок – я не в состоянии (П.)Мой дорогой, очень дорогой портной (Чехов.)Чуть просыпается народ, Сейчас дают ему уставы, Кричат: «Закройте-ка уста вы!» И вмиг кладут печать на рот. (К.Фофанов)Наш медик в рот больным без счёту капли льёт, Однако от того ни капли пользы нет. (М.Херасков) Крылатые выражения-афоризмы, имеющие авторство - Как белка в колесе. (Крылов)- Привычка свыше нам дана, замена счастью она. (Пушкин.) Литота – преуменьшение свойств, качеств изображаемого предмета или явления - В двух шагах отсюда.- Ваш шпиц не более наперстка (А.С.Грибоедов.)Капля в море. Кот наплакал.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Некрасов)Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н.В.Гоголь)Не дорого ценю я громкие слова, От коих не одна кружится голова. (А.С.Пушкин)- Мальчик-с-пальчик. Метонимия- слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между пред-метами, явлениями. Все флаги будут в гости к нам. (А.С.Пушкин)Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: «Стой!» (В.Маяковский)Фарфор и бронза на столе. (А.С.Пушкин)Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)Молчалины блаженствуют на свете. (А.С.Грибоедов)Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)Его перо любовью дышит. (А.Пушкин)- Город шумел. (Ю. Олеша) Метафора – развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. Тёплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней (М.Горький)- Ситец неба голубой.Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком.(С.Есенин)Поля шляпы.- Нос корабля; ножка стула; заря жизни; говор волн; утро годаСтальное перо; стрелка часов; лист бумаги; дверная ручка.Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась мне ты навсегда. (С.Есенин) Неологизмы – новые слова, возникающие для обозначения новых понятий Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней. (Н.Языков)Я влюблён, я очарован, словом, я огончарован. (А.С.Пушкин)- Пусть сосны бурей омамаены. (В.Хлебников) Олицетворение – присвоение предметам неживой природы или отвлечённым понятиям свойств живых существ. И цветущие кисти черёмух Мыли листьями рамы фрамуг. (Б.Пастернак)Звезда с звездою говорит.Спит черёмуха в белой накидке.Время бежит.К ней прилегла в опочивальне её сиделка – тишина. (А.Блок) О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно? (Ф.Тютчев)Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. (М.Лермонтов)Утешится безмолвная печаль… (А.Пушкин) Оксюморон – сочетание логически несовместимых понятий. Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М.Ю.Лермонтов)Есть тоска весёлая в алостях зари. (С.Есенин)«Горячий снег».Звонкая тишина.Убогая роскошь наряда.Грустная радость.(С.Есенин)«Живой труп» (Л.Толстой)Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин)- «Мёртвые души». Паронимы – слова, близкие по звучанию, но разные по значению - Геройский – героический.- Двойной - двойственный.- Действенный - действительный.- Потоки патоки.- Служить бы рад – прислуживаться тошно. (Грибоедов)Лебеди летят над Лебедянью, А в Медыни золотится мёд. (А. Межиров)Парономасы- разнокорневые созвучные слова, совершенноразные по значению.Не глух, а глуп.- Дело спорится, что сошьёшь, то и распорется. (Пословица) Парадокс – неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением - Тише едешь – дальше будешь. Пословицы, поговорки: - Что написано пером, не вырубишь топором.- Нет худа без добра. Просторечная и диалектная лексика- придает тексту выразительность, употребляется в речи персонажей. - А вчерась мне была выволочка. (А.П.Чехов.)Пахнет рыхлыми драчёнами. У порога в дежке квас. (С. Есенин)Драники, шанежки, буряки.- Болван, вертихвостка, вихлять. Перифраза – замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны сущест-венные признаки подразумеваемого лица или предмета. - Автор «Героя нашего времени» ( вместо М. Лермонтов )- Белокаменная столица. ( Москва )- Царь зверей. ( вместо лев) - Страна восходящего солнца. (вместо Япония)- Наши меньшие братья. (животные)Невольник чести (о Пушкине) (М.Лермонтов)Северная Пальмира, Северная Венеция (о Петербурге)Мать городов русских (Киев)Весна жизни (юность)Закат дней (старость)Белое золото (хлопок)Чёрное золото (нефть)Корень жизни (женьшень)- Царь природы, венец творения (человек) Синонимы – слова, близкие по значению. - Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная (контекстуальные синонимы) Прошел месяц. Пробежал второй. Пролетел третий.Хотеть - желать, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать. Синекдоха – замена множественного числа единственным,употребление целого вместо части (и наоборот). - Все флаги будут в гости к нам. (А.С.Пушкин)- Швед, русский колет, рубит, режет.Всё спит - и человек, и зверь, и птица. (Н.В.Гоголь)- И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)Мы все глядим в Наполеоны. (А.С.Пушкин)Ну что ж, садись, светило. (т.е.солнце) (В.Маяковский)Пуще всего береги копейку (т.е. деньги) (Н.В.Гоголь)Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н.В.Гоголь)…и гордый внук славян. (А.С Пушкин) Сравнение- сопоставление одного предмета с другим с цельюсоздания художественного описания первого -Небо как колокол, месяц – язык… (С.Есенин)-На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А.Ахматова)-Ягнёночком кудрявый месяц гуляет в голубой траве. (С.Есенин)-И берёзы стоят, как большие свечки. (С.Есенин)-Ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста.-Храбрый как лев.-Дредноут боролся, будто живое существо… (А.Толстой)-Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов)-И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берёзы. (И.Бунин) Устаревшие слова – архаизмы, историзмы; используются для воссоздания исторической обстановки и речи героев, для создания торжественности стиля. -Изрядный – отличный.-Рачительный – заботливый.-Чужестранец – иностранец.-Златой порфирою блистает, покрыта лаврами, глава. (А.С.Пушкин) Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов. Первый дачный блин вышел, кажется, комом. (А.П.Чехов)Кривить душой (лицемерить).Бить баклуши (бездельничать).- На скорую руку (быстро). Эпитет- образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойство. - Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есенин)- А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький)- Лазурь небесная смеётся.- Поэт - эхо мира.- Заливались весёлые птахи.- Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. (С.Есенин)- Железная воля, золотой характер, горячая кровь. - Седое море; пламенная речь.- Золото, золото сердце народное. (Н.Некрасов) Анафора – повтор, повторение начальных слов: - Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем. ( Лермонтов)- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами. (М. Лермонтов) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С.Есенин)…Черноглазую девицу,Черноглазого коня. (М.Лермонтов) Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… (А.С.Пушкин) Антитеза – стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий: - Глупый осудит, а умный рассудит.Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим.А новое так отрицает старое!... (А.Володин)Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. (А.Пушкин) Вопросительные предложения – синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров, создает манеру беседы. - Что же такое эта сигнализация?Как выйти из кризиса?Риторический вопрос- фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа.Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А.Пушкин)- Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В.Гоголь) Градация – «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления: - Не жалею, не зову, не плачу. (С.А.Есенин)- Звериный, чужой, неприглядный мир.- Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А Чехов)То не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается. (А.Пушкин)Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пы- тался сбить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, со- рвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло. (А.Пушкин) Инверсия – изменение порядка слов в целяхусиления выразительности. - Зимы ждала природа.Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням. (А.С.Пушкин.)С ужасом думал я, к чему всё это приведёт. (А.С.Пушкин.) Период – синтаксическая структура, в которой 1 – ая часть - эпическое повествование, 2 – ая – вывод: - Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой литературы? (Казаков) Параллелизм –одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел. Книга – хранилище знаний. Книга – вместилище всего великого опыта человечества. Книга – неистощимый источник эстетических раздумий.Он над тучами смеётся, он от радости рыдает. (М.Горький)Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почёт. (В.Лебедев-Кумач) Парцелляция – разделение предложения на части; является средством экспрессии, создания новых смыслов: - Он пришел домой поздно вечером. Один. Когда перестали все его ждать.- Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора.- На дворе осень. Поздняя. (В.П.Астафьев). Риторическое восклицание – для демонстрации высшей точки концентрации чувств, в форме восклицания содер-жится утверждение. - О времена, о нравы! (Цицерон).Да здравствует Солнце, да скорее тьма!Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф.Тютчев)Орлам случается и ниже кур спускаться,Но курам никогда до облак не подняться! (И.А.Крылов) Риторическое обращение – состоит в подчёркну-том обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразитель-ности речи.Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! (А.Пушкин)- О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н.Некрасов) Риторический вопрос – вопрос, в котором содержит- ся утверждение. Он не требует ответа. - Кто же не радовался солнечному лучу?- Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? - Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А.Пушкин)- Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В.Гоголь) Риторическое обращение – состоит в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи. - Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несется песня к милой до порога. (С.Есенин) Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! (А.Пушкин)- О Волга! После многих лет я вновь принёс тебе привет. (Н.Некрасов) Умолчание – незаконченное высказывание, используется для выражения напряжённой, взволнованной речи. Я страдал…Я хотел ответа…Не дождался…Уехал... (С.А.Есенин)Но мне ли, мне ль, любимцу государя… Но смерть… но власть… но бедствия народны… (А. Пушкин) Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? (М.Лермонтов)- Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть. (А. Пушкин) Эллипсис- пропуск какого-либо члена предложения, чащесказуемого, в стилистических целях: Тёркин мой – к огню поближе. (А.Т.Твардовский)Я за свечку, свечка – в печку. (К.Чуковский)Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.К.Толстой)Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В.Жуковский) Эпифора – повтор, повторение конечных слов. Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок) Аллитерация- повторение согласных; усиливаетобразность, выразительность речи, её смысловую сторону: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой… (А.С.Пушкин) Город грабил, грёб, грабастал. ( В.Маяковский)- Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)- Били копыта/ Пели будто:/-Гриб./Грабь./Гроб./Груб. (Маяковский) Ассонанс - повторение гласных; усиливает образность, её смысловую сторону. Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А.С.Пушкин)Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (Н.Некрасов)И веют древними поверьями её упругие шелка. (А.Блок) Звукоподражание – слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер. Когда гремел мазурки гром… (А.С.Пушкин)- Вот дождик вкрадчиво прокрапал. ( А.Т.Твардовский)