Презентация на тему Языковые средства выразительности.


Средства речевой выразительностиЗадание 3 Предисловие Для того чтобы справиться с заданием 3, необходимо владеть теорией, а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте.Данная презентация содержит не только теоретический материал по теме, но и образцы экзаменационных заданий. Перечень понятий, которыми должны владеть 9-классники МетафораОлицетворениеЭпитетСравнениеГиперболаЛитотаАнтитезаАнафораПараллелизмГрадация ИнверсияРиторический вопросРиторическое обращениеПерифразМетонимияЛексика разговорного стиляЛексический повторОднокоренные словаОксюморонФразеологизмы Метафора Скрытое сравнение. Это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. Эпитет Образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.НО: не являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет) Сравнение Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, И берёзы стоят, как большие свечки.б) сравнительным придаточным предложениемНапример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.в) существительным в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник. Гипербола Преувеличение. Например: Я тебе миллион раз говорил. Литота Преуменьшение. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. Антитеза Противопоставление, основанное на параллелизме.Например: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень. Анафора Это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.Например: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке… Параллелизм Повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.Например: Не сияет на небе солнце красное,Не любуются им тучки синие… Градация Усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например: Сейте разумное, доброе, вечное… Инверсия Необычный порядок слов. При необычном порядке слов:а) подлежащее стоит после сказуемогоб) прилагательное после существительногов) наречие после глаголаНапример: Вот нахмурил царь брови чёрные. (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.) Риторический вопрос Это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например: На кого не действует новизна? Риторическое обращение Подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.Например: О Русь моя! Жена моя! Перифраз Косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания. Например: ночное светило = луна или Люблю тебя, Петра творенье! = Люблю тебя, Санкт-Петербург!" Метонимия Образное обозначение предмета по одному из его признаков. Например: Все флаги будут в гости к нам. (флаги – то есть корабли) Лексика разговорного стиля Слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.Например: реветь, дочурка, продажный Лексический повтор Намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание. Например: Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистойЛениво тают облака. Однокоренные слова Слова с одинаковым корнем.Например: ленивый, ленится, лентяй Оксюморон Сочетание несочетаемого.Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов.Например: за тридевять земель как кошка с собакой вешать лапшу на уши Образцы заданий Образцы взяты из контрольно-тренировочных тестовК образцам заданий прилагаются ответы. 1. Укажите предложение, в котором содержится метафора. Кормили плохо, вечно хотелось есть.Утка была некрупная, молодая.Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая.Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз. 2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет. Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности?Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил!- Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте?Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы. 3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение. Перед глазами его вдруг встало лицо Марины...Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать...Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье...Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына. 4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях: «Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи».ГиперболаМетафораАнтитезаСравнительный оборот 5. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».ЭпитетОлицетворениеСинтаксический параллелизмФразеологизмы 6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня».Лексический повторЭпитетОлицетворениеМетафора 7. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «За пятёрочками Наталья не гонялась, а они сами к ней липли».Лексика разговорного стиляЭпитетОлицетворениеГипербола Ответы Задание 1 - 4Задание 2 - 4Задание 3 - 2Задание 4 – 3 (антитеза)Задание 5 – 4 (фразеологизмы)Задание 6 – 1 (лексический повтор)Задание 7 – 1 (лексика разговорного стиля) Трудные случаи орфографии М_л_дой, к_рн_вал, заг_реть, прил_гать, обск_чить, кл_няться, выб_раю, расст_лить, бл_стать, контр_гра, раз_скать, изморо_ь, нове(л, лл)а. (с,з)делать, (а,о)логичный, вн(е,и)классный, суп(и,е)рмодный, бе(з,с)брежный, бе(з,с)кровный, ра(з,с)спросить, ра(з,с)звонить, ра(з,с)чёска, пр(е,и)скверный, пр(е,и)врать, пр(е,и)крутить, пр(е,и)ехать, пр(е,и)открыть, ро(з,с)ыск, р(а,о)спустить.