Презентация к педсовету Социализация учащихся — роль школы на этапе начального общего образования ребёнка


Куликовский филиал МБОУ СОШ с. ОктябрьскоеСоциализация учащихся - роль школы на этапе начального общего образования ребёнкаПодготовила: учитель начальных классовПанарина С. В. План выступления1. Общее понятие. Особо значимые качества современного выпускника2. Социальный опыт ребёнка3. Психологические особенности младших школьников4. Портрет выпускника начальной школы5. Становление социальной позиции первоклассника6. Адаптация первоклассника к школе – важный момент социализации7. Внеурочная деятельность школьников как полноценное пространство воспитания и социализации личности
Социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром
Так, на длительном этапе общего образования формируется целостное представление о мире, науке и ценностях общества, т.е. формируется социальный опыт: опыт познания, отношений и деятельности. В настоящее время социализация все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду.С другой стороны, в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду.Иными словами, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя.А.В.Мудрик



Особо значимые качества современного выпускника:самостоятельность;умение делать выбор и брать за него ответственность;инициативность;стрессоустойчивость;умение преодолевать ситуацию неуспехапрофессиональная мобильность
Процесс реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания направлен на формирование социального опыта младших школьников, на Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности, ее позитивная социализацияудовлетворение потребностей социальных групп.удовлетворение потребностей личностиудовлетворение потребностей общества


Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт: в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков; в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения; в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.

Психологические особенности младших школьников:развитие произвольного, т. е. волевого внимания, составляющего основу всех актов самоконтроля и саморегуляции;развитие рефлексии (элементарного анализа собственного поведения);формирование внутренней позиции школьника;динамичность нравственных представлений
Это качество формируется уже в раннем детстве, в дошкольном учреждении, в начальной школе, благодаря тому, что педагог, воспитатель не ограничивается тем, что называет цель предстоящей деятельности, Целеустремленность а задает вопросы: «Зачем мы это будем делать?», «Для чего?», "Для кого?" и т.п. — это качество ведь тоже не сразу развивается. Работоспособность Причем есть ряд характеристик, от которых зависит работоспособность, готовность к дальнейшему образованию, которые могут быть сформированы только у дошкольников или младших школьников. - если эти качества не развиваются на этапе начальной школы, вряд ли их удастся развить позже. Усидчивость,старательность,аккуратность,стремление доводитьначатое до конца Причем труднее всего учителям начальных классов развить стремление доводить начатое до конца. Почему? 21 Чем объяснить потерю интереса к работе, нежелание ее продолжить?Вот это и будут частные, ситуативные воспитательные задачи, поддерживающие потребность достижения успеха, учитывающие потребность детей этого возраста в одобрении, в положительной оценке сверстников и взрослых.Причины могут быть разные: не сформированы необходимые умения, навыки; не хватает волевых усилий, не хватает усидчивости; не ясна цель деятельностиПри всех этих вариантах необходима психолого-педагогическая поддержка: повысить интерес, авансировать успех, помочь в освоении нужных приемов деятельности и т.д. возникло затруднение.





духовно-нравственного развития, воспитания обеспечения социальной компетентности личности, они решаются всеми средствами и всеми субъектами образовательного процесса, всем стилем деятельности образовательного учреждения.Когда решаются задачи... важно учитывать, что... 25




Любознательный, активный и заинтересованно познающий мир.Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.Любящий свой народ, свой край и свою Родину.Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.Портрет выпускника начальной школы К базовым условиям успешности социализации ребёнка в условиях внедрения ФГОС относят следующие:состояние психического здоровья детей;наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителей;организация психолого-педагогического мониторинга показателей здоровья, воспитания и развития детей;построение отношений партнёрского сотрудничества
Становление социальной позиции первоклассника:формирование умения ориентироваться в новой социальной среде;совместная деятельность учителя и родителей;воспитание культуры поведения, требовательности к себе и друг к другу, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для учащихся, требований коллектива
Адаптация первоклассника к школе – важный момент социализацииСтартовая диагностика:1) Определение личностной готовности к обучению. Внутренняя позиция школьника2) Определение личностной готовности. Нравственно-этическая ориентация3) Сформированность регулятивных УУД4) Сформированность познавательных УУД5) Сформированность коммуникативных УУД
Внеурочная деятельность школьников как полноценное пространство воспитания и социализации личностиВ 1В классе реализуются следующие направления внеурочной деятельности:Общеинтеллектуальное (научно-познавательное и проектная деятельность) «Инфознайка» - руководитель: Сухаруких С. Н.2) Духовно-нравственное (гражданско-патриотическое) «Наш родной край» - руководитель: Панарина С. В.3) Спортивно-оздоровительное «Азбука здоровья» - руководитель: Сундеев С. В.4) Общекультурное (художественно-эстетическое) «Мажор» - руководитель: Кустова Н. Л.
Два мира есть у человека:Один, который нас творил,Другой, который мы до векаТворим по мере наших сил Н.А.Заболоцкий


Спасибо за внимание!Пусть каждый день и каждый часВам новое добудет:Пусть будет добрым ум у Вас,А сердце мудрым будет С. Маршак
Список литературыМакаров М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков.//Воспитание школьников. -2006. -№2.-С.68-70.Матейчек З. Родители и дети. М., 1992 год. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов/ Под. Ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. М., 2002.Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. М, 2003. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.Мудрик А.В. Социализация человека как проблема.//Социальная педагогика.- 2005 - № 4. - С.47-56. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.Рабочая книга социального педагога/под ред. Н.Ф. Масловой. Орел, 1994. Теория и методология социальной работы, под ред. С.И. Григорьева. М., 1994. Целищева Н. У доброго дела - широкие крылья.// Социальная педагогика.- 2005 - № 3. - С.37-40.