Музыкально-игровая деятельность младших школьников на уроках музыки


Музыкально - игровая деятельность младших школьников.«Районные педагогические чтения» Кирьянова Олеся Валерьевнаучитель музыкивысшая квалификационная категория2014
Творчество - состояние души. Евгений Попанов
Игра – это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.
1 способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ; 2 способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления; 3 проявление творческого отношения к музыке.
Итак, актуальность моей работы заключается в развитии музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста посредством игры. 1) Изучение психолога–педагогической и музыкально-психологической литературы по данной работе.2) Рассмотрение возрастных особенностей детей в аспекте развития их музыкальных способностей.3) Анализ музыкальной игры как способа развития музыкальных способностей младших школьников. 4) Выявление эффективности музыкальной игры , как средства развития музыкальных способностей детей посредством организации и осуществления экспериментальной работы.
Одним из возможных путей решения данной проблемы является применение музыкальной игры в различных ее вариантах на уроках музыки.
Музыкально – дидактические игры. Музыкально-ритмические игры.Имитационно-изобразительные игры.Игры с реальными или воображаемыми предметами.Музыкальные игры – драматизации. Хороводные игры.Игры образного характера. Разновидности музыкальных игр.



1 способность воспринимать музыку, чувствовать её ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на неё; 2 способность выразительно, непринуждённо, ритмично двигаться под музыку;3 способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста.
Анкета1. Зачем нужна людям музыка?2. Любишь ли ты музыку?3. Какую музыку ты любишь больше: современную, эстрадную, классическую, народную?4. Что ты любишь делать под музыку?5. Любишь ли ты играть?6. Знаешь ли ты, что игры бывают музыкальные? 7. Чем отличается обычная игра от музыкальной игры? 8. Можешь ли придумать движения под музыку? 9. Какую музыку любишь слушать?10. Меняется ли твоё настроение, когда ты слушаешь музыку? 11. Каких композиторов ты знаешь?12. Какие песни ты любишь петь?13. Любишь ли ты участвовать в концертах, мероприятиях?14. Что тебе больше всего нравится делать на уроках музыки: слушать музыку, петь, играть на инструментах или играть в музыкальные игры?







Результаты анкетирования (1А кл. сентябрь 2008) 90% детей назвали себя любителями музыки, из них 80% уточнили, что любят современную, эстрадную музыку, и лишь 10% сказали «разную». Среди любимых произведений были названы некоторые русские, эстрадные песни и популярные группы. Из знакомых песен оказалась «Во поле берёза стояла», «Во кузнице», из детских – «Ёлочка», «Улыбка». На вопрос о музыкальной игре, все дети ответили, что любят играть в любые игры. Итоговым вопросом анкеты выяснилось, что предпочтение пению на уроках музыки отдают 40% детей, слушанию – 10%, а остальным 50% детей нравятся разнообразные музыкальные виды деятельности: пение, слушание, игра на музыкальных инструментах, отгадывание музыкальных загадок, проведение музыкальных игр.
{5A111915-BE36-4E01-A7E5-04B1672EAD32}классВид игры1 кл. Музыкально-дидактические игры Игры с реальными или воображающими предметами 2 кл. Музыкально-ритмические игры. Игры образного характера. 3 кл. Имитационно-изобразительные игры. Хороводные игры.4 кл. Музыкальные игры-драматизации.«Музыкальная игра»(1-4кл.)
После прослушивания «Утра» Э. Грига детям было предложено собрать воедино все пройденные раннее средства музыкальной выразительности. При собирании «Ромашки» дети использовали характеристики из всех компонентов выразительных средств. 70% детей смогли охарактеризовать музыкальные средства выразительности, создающие образ дождя в этой песне. Был определён штрих, но 20% детей сказали, что «музыка отрывистая, похожа на капли дождя», остальные дети отметили «Staccato». Лад дети не затруднились определить, только 15% детей определили его неверно. С заданием повторить хлопками ритмический рисунок первой фразы запева справились 80% учащихся.
Результаты анкетирования(2А кл. сентябрь 2009)Данные заключительной анкеты свидетельствуют, что любят уроки музыки 98% анкетированных детей, 76% считают, что без музыки было бы очень скучно. Если на первом (диагностирующем) этапе 80% детей любили слушать лишь эстрадную отечественную музыку, то с 2008-2009 учебный год круг интересов значительно расширился: 50% детей сообщили, что любят слушать и другую, в ответах некоторых из них «присутствовала» и классическая музыка (чаще всего та, которая звучала на наших уроках), 20% - предпочитают народную, старинную музыку. 30% детей любят детские песни, музыку из мультфильмов. Также дети называли танцевальную музыку, современную эстрадную музыку. - 30% детей обобщили свои музыкальные пристрастия, написав, что любят «всякую» музыку. Среди любимых произведений и композиторов были перечислены почти все те, с которыми дети познакомились на занятиях музыки в течение года. Чаще других встречались следующие произведения: балет «Золушка» С. Прокофьева, балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского, опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».Также среди любимых композиторов были названы Ю. Чичков, В. Шаинский, Е. Крылатов, И. Дунаевский.
Из ответов на вопрос о том, какие настроения может передавать музыка, видно, что возросли и слушательские умения, дети научились сопереживать музыке, отождествлять себя с музыкальным образом. 80% вариантов ответов охватывают широкую гамму чувств от радости, торжества, веселья до скорби, печали, грусти и тоски. 57% детей считают, что создать яркий музыкальный образ помогают такие средства музыкальной выразительности, как темп, динамика, тембр, лад, музыкальная память и ритм, то есть все те, что осваивались в течение учебного года. Еще 30% учащихся перечислили те же средства музыкальной выразительности, но без одного-двух. И, наконец, назвали меньше пяти наименований всего 3% детей.80% детей предпочитают разнообразные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, игру на музыкальных инструментах, отгадывание музыкальных загадок и, конечно же, проведение музыкальных игр.








Благодарю за внимание!