Презентация внеклассного мероприятия на тему: Мужеству храбрых поём мы песню…, посвящённая Амет-Хану Султану, дважды Герою Советского Союза


Мужеству храбрых поём мы песню…  ПОСВЯЩАЕТСЯДВАЖДЫ ГЕРОЮ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АМЕТ-ХАНУ СУЛТАНУПодготовила: Павловская С.Ф., учитель математики филиала МБУО «Трудовская школа» при ГБУЗ РК «КПБ №5» Мужеству храбрых поём мы песню… Амет-Ха́н Султа́н(25 октября 1920 г.—1 февраля 1971 г.)— советский военный лётчик-ас, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза Мужеству храбрых поём мы песню… В этом доме в крымском городке Алупка, родился будущий отважный лётчик. Отчий дом Амет-Хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Этот удивительный человек по матери был крымским татарином, а по отцу - лакец, горец из Дагестана. Он родился 25 октября 1920 года в посёлке Алупка, зелёные улочки которой сбегают к морю. Его детство прошло в солнечном Крыму. И хотя в его имени есть и "хан" и "султан", был Амет обыкновенным босоногим мальчишкой, дочерна загорелым на южном солнце и очень бедовым. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда "работы" не было, пытался ловить... орлов. Мужеству храбрых поём мы песню… Но жизнь брала своё: бурно развивалась промышленность, машины завоёвывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7 классов, подался в железнодорожное ФЗУ. Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо. Был там комсомольским вожаком. Одновременно учился летать в Симферопольском аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году. В 1939 году по рекомендации Симферопольского железнодорожного депо его приняли в Качинскую Краснознамённую военную авиашколу им. А.Ф. Мясникова, после успешного окончания которой он год прослужил в Белоруссии в строевой части. Мужеству храбрых поём мы песню… А ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА…В 1940 году в звании младшего лейтенанта Амет-Хан направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский Военный округ) под Кишинёвом. Здесь он и встретил начало Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года рано утром с аэродрома Григориополь для проверки данных о нарушении государственной границы СССР германо - румынской армией в воздух поднялась 1-я эскадрилья 4-го истребительного авиаполка. На реке Прут, по которой проходила граница, увидели грозное зрелище: сплошным потоком по мосту катились чужие танки, артиллерийские самоходки, автомашины, мотоциклы... Когда подлетали к своему аэродрому, на поле полыхали самолёты, ангары, дымились развороченные бомбами взлётные полосы. Сели на запасном аэродроме.В первый же день на биплане И-153 он провёл несколько штурмовок, по 5-6 раз вылетая на боевые задания. Через 3 дня полк перестал существовать: материальная часть была полностью уничтожена... Мужеству храбрых поём мы песню… В октябре 1941 года Амет-Хан был назначен командиром звена того же полка (147-я истребительная авиационная дивизия, Юго-Западный фронт). К тому времени он произвёл 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награждён орденом Красного Знамени.В характеристике на 21-летнего лётчика, составленной в те дни, командиры отмечали: "Тов. Амет-Хан Султан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провёл бой с бомбардировщиком противника в сумерках". Мужеству храбрых поём мы песню… В конце декабря 1941 года лейтенант Амет-Хан Султан в числе других лётчиков полка был направлен в Кинешму (Ивановская область) для переподготовки на английский истребитель "Харрикейн". Затем вернулся в свой полк, который в это время вошёл в систему ПВО города Ярославля.31 мая 1941 года на окраине Ярославля на высоте 7300 метров Амет - Хан встретил немецкий бомбардировщик Ju-88D-1. Он бросился в атаку, открыв огонь из всех пулемётов. "Юнкерс" на большой скорости, умело маневрируя, изворотливо уходил от прицельного огня. Наконец Амет-Хану удалось зайти с задней полусферы. Длинной очередью уничтожил пулемётную точку бомбардировщика. Когда после очередного боевого разворота поймал в прицел "Юнкерс", снова нажал на гашетку, но выстрелов не последовало - кончился боезапас. Стрелять было нечем... Мужеству храбрых поём мы песню… …Истребитель пронёсся близ "Юнкерса" и, блеснув молнией, почти отвесно ринулся вниз. А в следующий миг его правое крыло, точно меч, рассекло плоскость бомбардировщика. Раздался скрежет металла, и в небе тотчас потянулся дымный след от моторов "Юнкерса". Амет-Хан выбросился из неуправляемого самолёта с парашютом...Через несколько дней после таранного победного боя, городской комитет обороны вручил победителю именные часы с надписью: "Лейтенанту Красной Армии Амет-Хан Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолёт»...Подлечившись в госпитале, Амет-Хан вернулся в полк. Здесь его приняли в партию. А вскоре пришла радостная весть: за подвиг в воздушной схватке 20-летний лётчик удостоен ордена Ленина. В июне 1942 года, летая на "Харрикейне", Амет-Хан Султан сбил 2 вражеских истребителя Ме-109 (оба в районе Елец - Липецк). Мужеству храбрых поём мы песню… В августе 1942 года 4-й авиаполк, в составе которого сражался Амет - Хан, приступил к боевой работе на Сталинградском фронте. Быстро освоив новый для себя Як-7А и одержав в августе-сентябре несколько побед (так, 7 сентября сбил Ме-109), Амет-Хан снискал славу сильного, не знающего страха воздушного бойца. Отличительным природным качеством Амет-Хана было орлиное зрение - он первым замечал врага, даже в облаках, даже в сумерках и ночью, что помогало ему за секунды занять выгодную позицию и начать успешную атаку. Мужеству храбрых поём мы песню… "Полк без Амет-Хана, что свадьба без музыки", - говорили о нём соратники. Отличаясь своим особенным, то мягким и вкрадчивым, то резким и яростным лётным почерком, он и на земле умел сохранять свой неповторимый стиль во всём, даже во внешности и одежде.Невысокого роста, чуть сутулящийся, коренастый, подвижный, с чёрными, словно завитыми, кудряшками волос, он внимательно, редко мигая, смотрел на собеседника карими глазами. Очень любил шахматы. Если шахматистов не оказывалось, с удовольствием играл в шашки и домино. Мужеству храбрых поём мы песню… После короткого пребывания в отдельной группе истребителей, созданной специально для борьбы с немецкими асами, где Амет-Хан сбил 2 Ме-109, сам был сбит и вновь выбросился с парашютом, его вместе с Иваном Борисовым и Владимиром Лавриненковым перевели в 9-й Гвардейский истребительный авиационный полк."Пропуском" в этот элитный полк служил боевой счёт лётчика: не менее 5 сбитых вражеских самолётов. Амет-Хан уничтожил значительно больше. Мужеству храбрых поём мы песню… Полк асов возглавил Лев Львович Шестаков. Это был лётчик чкаловской закалки. Он принадлежал к тем сильным, сразу внушающим уважение натурам, которым свойственна особая проницательность.Высшей похвалой в устах Шестакова были слова: "Настоящий истребитель!" Именно так отозвался он в разговоре с комиссаром полка Николаем Верховцом об Амет - Хане, назначая его командиром эскадрильи. "Как лётчик, отлично владеющий самолётом Як-1, Амет-Хан не имеет себе равных. Как командир, он требователен к себе и подчинённым", - так отозвался о нём Лев Шестаков - сам прекрасный боец, командир и тактик, имевший в подчинении лучший на то время истребительный полк. Мужеству храбрых поём мы песню… Боевой листок, распространяемый по всему Сталинградскому фронту, рассказывал лётчикам - новичкам: "Почему Амет-Хан побеждает врага? В чём его сила? В стремительности его атаки. Шансы на победу в бою у того лётчика больше, кто первым заметит врага. Зоркий глаз Амет-Хана всегда первым находит врага. Будь первым, как Амет-Хан Султан, и тогда ты хозяин неба!« Мужеству храбрых поём мы песню… Октябрь-декабрь 1942 года. Замкнув кольцо окружения немецких войск в Сталинграде, советские армии продвинулись далеко на запад и юго - запад, образовав внешний фронт. Авиаполку была поставлена задача перерезать воздушную дорогу, связывающую окружённую группировку Паулюса с внешним миром, то есть закрыть над "котлом" небо, уничтожать транспортную авиацию противника, снабжавшую продовольствием и боеприпасами окружённые под Сталинградом войска. Амет-Хан в те дни сбил тяжёлый бомбардировщик Не-111, впервые набитый не бомбами, а продуктами. Мужеству храбрых поём мы песню… Весной 1943 года 9-й Гвардейский полк перебросили под Ростов. Немцы намеревались бомбить Батайск, где была разгрузочная станция фронта. На приказ: "Все истребители - в воздух. Взлёт по готовности!», -первой поднялась шестёрка, ведомая Амет-Ханом. Он повёл свою группу в лобовую атаку. Иного выбора не было. Амет-Хан набрал высоту и на обратном пути, в одиночку, с пикирования атаковал пару Ме-109, сбив одного из "Мессеров".23 апреля 1943 года командующий 8-й Воздушной армией генерал-лейтенант авиации Т. Т. Хрюкин представил его к званию Героя Советского Союза. В представлении написано: "Товарищ Амет-Хан Султан произвёл 359 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов противника и в групповых боях 19 самолётов. Имеет один таран самолёта противника. Всего на Сталинградском фронте произвёл 110 боевых вылетов, лично сбил 6 самолётов противника и в группе 7 самолётов противника". Над переправами через Дон в июле 1943 года Амет-Хан сбивает 2 бомбардировщика Не-111 (за что получил благодарность Командующего 8-й Воздушной армии Тимофея Хрюкина), ещё 2 самолёта подбивает, и те со снижением уходят в сторону Азовского моря (их дальнейшая судьба неизвестна). Мужеству храбрых поём мы песню… Мужеству храбрых поём мы песню… Август 1943 года, полк получил новые истребители Р-39 "Аэрокобра», достаточно коварные заокеанские машины: самолёт легко впадал в штопор, из которого не сумели выйти два лётчика-однополчанина. Комполка Шестаков первым сумел вывести машину из штопора, но срочно был отозван в Москву. Тогда Амет-Хан вызвался с просьбой опробовать "Аэрокобру" на штопор: «Покорю - научу других"...Весь полк, замерев, следил за опасным вращением самолёта, падающего с высоты 7000 метров. Лишь в сотнях метров от земли машина перешла в крутое пикирование и вскоре покатилась по взлётно - посадочной полосе. А потом счастливый Амет-Хан объяснял всем, как вывести капризную машину из смертельно опасного вращения.Затем он воевал под Ростовом-на-Дону и на реке Миус. К этому времени Амет-Хан Султан стал уже опытнейшим бойцом. Он научился замечать врага раньше, чем тот заметит его, атаковал стремительно и неожиданно, точно стрелял короткими очередями. Бывало и так, что сбитые вместе с напарником самолёты Амет-Хан Султан записывал своему ведомому, чтобы у того было побольше личных побед. Мужеству храбрых поём мы песню… 20 августа 1943 года под Таганрогом Амет-Хан сбивает 2 пикировщика Ju-87. На следующий день, атакуя в лоб, - бомбардировщик Ju-88, а буквально через несколько минут заходом сзади и снизу - бомбардировщик Не-111. Его эскадрилья сбила тогда 6 самолётов противника, и наблюдавший бой командующий фронтом Ф. Толбухин наградил Амет-Хана орденом Красного Знамени. Всего в боях за Таганрог он сбил 11 самолётов противника.С 1942 и до начала 1944 года большинство своих вылетов Амет-Хан проводил в паре с Иваном Борисовым, лично и в группе сбил 23 самолёта противника. Трофейный немецкий самолёт нового образца "Шторх», который за считанные минуты освоил Амет-Хан. Мужеству храбрых поём мы песню… ГЕРОИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙМарт 1944 года: над аэродромом пролетел немецкий истребитель Ме-109 и сбросил вымпел с запиской. Вражеский пилот вызывал на дуэль нашего лучшего аса, обещая не вступать в бой, пока советский лётчик не наберет высоту 3000 метров. Такой наглости в 9-м Гвардейском ИАП от противника никак не ожидали. Командующий 8-й Воздушной армией Тимофей Хрюкин приказал готовить к вылету "Аэрокобру" Амет-Хана. Надо отдать должное немцу - он выполнил условия дуэли. Все, находившиеся на аэродроме, запомнили этот бой навсегда, хотя длился он не более 15 минут. "Мессершмитт" и "Аэрокобра" устроили в небе неистовую карусель. Выписывая немыслимые пируэты, самолёты без единого выстрела гонялись друг за другом. А затем прозвучала короткая очередь… "Мессер" задымился и рухнул в пике. Позже стало известно, что Амет-Хан свалил немецкого аса, сбившего 50 наших самолётов. Мужеству храбрых поём мы песню… НАД РОДНЫМ КРЫМОМ10 апреля 1944 года отважный лётчик уничтожил 2 FW-190, 12 апреля над Севастополем в труднейшем поединке сбил FW-190, на следующий день - ещё один и помог своему ведомому зажечь другой. Осенью 1944 года в районе Гульбинена он уничтожил очередной FW-190.В начале мая 1944 года немецкие войска начали покидать Севастополь. Но ещё двое суток удерживали Херсонес и его причалы: там спешно грузились на баржи и буксиры остатки их разбитых соединений. Наши бомбардировщики наносили по морским транспортам бомбовые удары, а истребители сопровождали и их, и штурмовики Пе-2. К концу мая Чёрное море стало свободным от захватчиков. Мужеству храбрых поём мы песню… Эскадрилья, которой командовал Амет-Хан, отличилась в боях над Днепром. Только за неделю боёв его подопечные уничтожили 32 немецких самолёта. Из них 4 - сбил лично командир эскадрильи: 2 - в районе Одессы и 2 - над Николаевым.Войну Амет-Хан Султан заканчивал летая на истребителе Ла-7. "Хороши американские "Аэрокобры", а всё же наш конёк "Лавочкин" лучше !" - резюмировал Амет-Хан, освоив новый самолёт. На этой машине он воевал в небе Латвии и Восточной Пруссии, где сбил ещё 6 вражеских самолётов (в том числе 18 января и 26 января - по одному FW-1902 ).Истребитель Ла-7 Амет-Хана Султана, весна 1945 года. Мужеству храбрых поём мы песню… По официальным источникам, к концу войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 (в том числе 12 бомбардировщиков, 17 истребителей и 1 транспортный) и в группе 19 самолётов противника.  Мужеству храбрых поём мы песню… 29 июня 1945 года помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Воздушная армия ) Гвардии майор Амет-Хан Султан был награждён второй медалью "Золотая Звезда". Мужеству храбрых поём мы песню… В феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском.За проведение испытаний самолёта-снаряда и подвиг во время испытаний Амет-Хану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени.23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака — 38).За время лётно-испытательной работы Амет-Хан Султан освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. Мужеству храбрых поём мы песню… Более 20 лет поднимался в воздух с испытательного аэродрома Амет-Хан Султан. Здесь, как и в боях, его также отличали мужество, верность Родине. Надо было действительно сильно любить своё дело, чтобы сказать: « Если есть хоть небольшая надежда, я не оставлю машины». Он произнёс эти слова незадолго до своего последнего полёта...1 февраля 1971 года – испытание нового авиационного двигателя. Это был последний вылет Амет-Хана Султана… До последнего мгновения экипаж пытался спасти машину. Весь экипаж погиб. МЫ ЧТИМ ПАМЯТЬ ЛЕГЕНДАРНОГО, ОТВАЖНОГО ГЕРОЯ, ЛЁТЧИКА-ИСПЫТАТЕЛЯ, ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АМЕТ ХАНА СУЛТАНА Бюст Амет-Хана Султана в Киеве на Аллее Воинской СлавыПамятник в Махачкалинском аэропорту Фрагмент экспозиции Музея дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана в Алупкев Симферополе в его честь названа площадь.Мужеству храбрых поём мы песню…