Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Части I и II. На материале рассказов А.И.Солженицына «Крохотки»( Часть вторая)


Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Части I и II. На материале рассказов А.И.Солженицына «Крохотки» ( Часть вторая) ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА БЕЛАЯ п. БИОКОМБИНАТА,2016г. Цели и задачи: познакомиться с мировоззрением писателя-классика;попытаться постичь стилистику автора;учиться вступать в диалог со старшим современником, знаменитым на весь мир;обобщить и систематизировать знания по морфологии и синтаксису, по орфографии и по словообразованию; подготовка к выполнению заданий I и II частей; развитие ключевых компетенций, образного и логического мышления;воспитание уверенности в своих знаниях. ПРОВЕРИМ. 1)Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно – и вскрикнули: с тех пор, как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распилили его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю - а вязовое бревно не сдалось.2)Оно пустило из себя свежий зелёный росток - целый будущий вяз или ветку густо шумящую. 3)Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его?4) Ведь оно тоже жить хочет! 5)Ведь вот как оно хочет жить - больше нас! 15.Из текста выпишите по одному примеру словосочетаний на различные способы подчинительной связи.16. Укажите количество грамматических основ в 1-м предложении. 17. В 1-м предложении составьте свой вариант союзной связи.18.В тексте найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным неопределённо-личным предложением. Напишите номер предложения. 19. Найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите его номер. 20. Найдите в тексте предложения с составным глагольным сказуемым. Напишите их номера. 1)В поверхности быстрого потока не различить отражений ни близких, ни далёких: даже если не мутен он, даже если свободен от пены – в постоянной струйчатой ряби, в неугомонной смене воды отраженья неверны, неотчётливы, непонятны.2) Лишь когда поток через реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, - лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листок прибрежного дерева, и каждое пёрышко тонкого облака, и натянутую голубую глубь неба. 3)Так и ты, так и я. 4) Если до сих пор всё никак не увидим, всё никак не отразим бессмертную чеканную истину,- не потому ли, значит, что ещё движемся куда-то? 5)Ещё живём?.. 9.Найдите в тексте глаголы-исключения. 10.Выпишите из текста все сочинительные союзы.11. Выпишите из текста все местоимения и определите их разряд.12. Выпишите из текста все частицы.13. Определите способ подчинительной связи в словосочетании доходит до устья. 14. Укажите количество встретившихся в тексте пар неоднородных определений.15.Найдите сложное предложение, в состав которого входит определённо- личное. Напишите номер этого предложения. 13.Дайте грамматическую характеристику слова которая в 10-м предложении. 14. Укажите количество грамматических основ в 7-м предложении.15. Среди предложений 9-12 найдите такое, в котором есть составное глагольное сказуемое. 16. Среди предложений 9-12 найдите такое, в котором есть составное именное сказуемое. Напишите номер этого предложения. 17.Из предложений 6-11 выпишите все частицы.18. Среди предложений 7-12 найдите такие, которые связаны с предыдущим предложением с помощью лексического повтора.19.Укажите морфологическую характеристику слова слышен (предл.8).20.Какое изобразительное средство встречается в предложениях 8 и 9? 8.Город на Неве. 1)Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия.2)Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку.3)Львы, грифоны и сфинксы там и здесь – оберегают сокровища или дремлют.4)Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою Росси.5)Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки… 6)Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! – ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. 7)Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной Речки или Охты. 8)Чуждое нам – и наше самое славное великолепие! 9)Такое наслаждение бродит теперь по этим проспектам.10)Но, стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту.11)Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы – желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные. 12)Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны и слёзы жён – всё это тоже забудется начисто?13)Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?.. 12. Среди предложений 1-7 найдите сложное бессоюзное предложение, части которого соответствуют назывным предложениям. Напишите номер этого предложения и укажите, сколько в нём грамматических основ.13. Из предложений 12-13 выпишите все местоимения и определите их разряд. 14. Из предложений 6-11 выпишите деепричастия совершенного вида.15. Из предложений 1-7 выпишите все предлоги.16. Укажите вид связи в словосочетании употребив влияние (предл.7).17. Среди предложений 1-5 найдите такие, в которых подлежащее выражено словосочетанием. Напишите номера этих предложений. 18. Укажите номера предложений с деепричастными оборотами.19. Среди предложений 1-7 найдите сложное, в состав которого входит безличное. Напишите номер этого предложения. 20. Среди предложений 1-7 найдите простое с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. 1)Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, - кутёнком его посадил, с детства. 2)Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. 3) Снег во дворе пушистый, обильный, Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу. 4)Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал – и прочь опять, брюхом по снегу! 5)Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!.. 9. Выпишите из текста глагол-исключение.10.Выпишите из текста два глагола:1) возвратный, 2)разноспрягаемый.11. Выпишите из текста все прилагательные и определите их разряд.12. Выпишите из текста все наречия, укажите их разряд по значению.13. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении.14. Выпишите из текста все встретившиеся личные местоимения.15.Определите способ связи слов в словосочетании мечется прыжками. Источники 1.А.И.Солженицын. Ленин в Цюрихе. Рассказы. Крохотки. Публицистика.(Серия «Зеркало – ХХ век») – Екатеринбург: изд-во «У – Фактория», 1999.2.Е.Н.Зиновьева. Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку: Части В и С. На материале рассказов А.И.Солженицына «Крохотки»/Е.Н.Зиновьева. – М.: Чистые пруды, 2010.