Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.На материале стихотворений Б.Л.Пастернака.


Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. препинания в сложноподчинённом Зз На материале стихотворений Б.Л.Пастернака ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА БЕЛАЯ п. БИОКОМБИНАТА,2017г. Цели и задачи:познакомиться с произведениями поэта-классика;попытаться постичь стилистику автора;обобщить и систематизировать знания по синтаксису и пунктуации; работа над построением и анализом схемы сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными предложениями; подготовка к выполнению I части заданий ЕГЭ; развитие ключевых компетенций, образного и логического мышления;воспитание уверенности в своих знаниях. 1.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания.К утру когда потёмки реже Стог высится как сеновал В котором месяц мимоезжий Зарывшись переночевал («Стог») 1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы.2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи). 3.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической связи (союз, союзное слово).4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).5.Указать вид подчинительной связи (с последовательным подчинением, с однородным соподчинением, с неоднородным соподчинением, с подчинением смешанного типа).6.Объясните постановку знаков препинания. 7.Составьте схему.8.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения (по схеме простого). Проверим[К утру,1 (когда потёмки реже),2 Стог высится, |как сеновал|],1(В котором месяц мимоезжий,|Зарывшись|, переночевал).3 Схемы когда? какой? [ ,( когда)2, ] 1,( в котором)3.123 2.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы.2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи).О знал бы я что так бываетКогда пускался на дебютЧто строчки с кровью – убиваютНахлынут горлом – и убьют. «О, знал бы я, что так бывает…» 3.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической связи (союз, союзное слово).4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).5. Указать вид подчинительной связи (с последовательным подчинением, с однородным соподчинением, с неоднородным соподчинением, с подчинением смешанного типа).6.Объясните постановку знаков препинания. 7.Составьте схему.8.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения (по схеме простого). Проверим[О, знал бы я],1 (что так бывает),2(Когда пускался на дебют),3(Что строчки с кровью – убивают,Нахлынут горлом – и убьют).4 Схемы что? когда? что? [ ]1 ,( что) 2,(когда) 3,( что ) 4.1234 3.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. И в рифмах дышит та любовьЧто тут с трудом выноситсяПеред которой хмурят бровь И морщат переносицу. «Красавица моя, вся стать…» 1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы.2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи). 3.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической связи (союз, союзное слово).4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).5. Указать вид подчинительной связи (с последовательным подчинением, с однородным соподчинением, с неоднородным соподчинением, с подчинением смешанного типа). 6.Объясните постановку знаков препинания. 7.Составьте схему.8.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения (по схеме простого). ПРОВЕРИМ. Схемы какая? перед какой? [ ] 1,( что) 2,( перед которой )3.1 [И в рифмах дышит та любовь] ,1(Что тут с трудом выносится),2(Перед которой хмурят бровь И морщат переносицу)3. 23 4.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания.Но вещи рвут с себя личину Теряют власть, роняют честь Когда у них есть петь причина Когда для ливня повод есть. «Я их мог позабыть» 1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы.2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи). 3.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической связи (союз, союзное слово).4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).5. Указать вид подчинительной связи (с последовательным подчинением, с однородным соподчинением, с неоднородным соподчинением, с подчинением смешанного типа). 6.Объясните постановку знаков препинания. 7.Составьте схему.8.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения (по схеме простого). Проверим[Но вещи рвут с себя личину,Теряют власть, роняют честь]1,(Когда у них есть петь причина)2,(Когда для ливня повод есть)3. Схемы [ ]1, (когда)2, ( когда)3.123 5.Перепишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. 1.Выделите части предложения (главное и придаточное), отметьте границы.2.Укажите, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи).Весна я с улицы где тополь удивлёнГде даль пугается где дом упасть боится Где воздух синь как узелок с бельёмУ выписавшегося из больницы «Весна, я с улицы…» 3.Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и какое средство синтаксической связи (союз, союзное слово).4.Определите тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное, обстоятельственное: места, времени , степени и образа действия, причины, цели , уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное). 5. Указать вид подчинительной связи (с последовательным подчинением, с однородным соподчинением, с неоднородным соподчинением, с подчинением смешанного типа).6.Объясните постановку знаков препинания. 7.Составьте схему.8.Произведите разбор частей сложноподчинённого предложения (по схеме простого). ПРОВЕРИМ. [ВеснаО, я с улицы],1(где тополь удивлён)2,(Где даль пугается),3 (где дом упасть боится),4 (Где воздух синь, |как узелок с бельёмУ выписавшегося из больницы|)5. какой? какой? какой? какой?Схемы [ ]1, (где)2, (где)3, (где)4,(где)5.12354 Источники1.Б.Л. Пастернак. Стихотворения. Поэмы. Проза. –М.: Олимп; ТКО АСТ, 1996. 2.Русский язык.10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамнин,М.А.Мищерина.-10-е изд.-М.:ООО «Русское слово - учебник», 2013.3. А.Г. Нарушевич. Работа с графическими схемами при анализе сложноподчинённого предложения. Журнал «Русский язык»№5-6/2014 ИД «Первое сентября».4.Г.М.Мурзабаева. Материалы к уроку. Синтаксический марафон.Журнал «Русский язык»№2/2016 ИД «Первое сентября».