Презентация методической разработки раздела Лексика,Культура речи (5 класс)


Методическая разработкараздела «Лексика. Культура речи»образовательной программыпо русскому языку в 5 классе Выполнила учитель русского языка и литературы Николаева Татьяна ГеннадьевнаМБОУ Гремячевская СОШ Пояснительная записка Проблемы сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. «Лексика. Культура речи» - такой раздел языка, который призван решить эту проблему. Слово и его лексическое значение помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов, позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают нашу речь выразительнее, точнее. Поэтому считаю выбранную тему актуальной.Воспитываю в детях способность так владеть словом, чтобы слова всегда складывались в значимый смысл, чтобы ученики умели сказать именно то, что хотели, чтобы каждый был понятым другими и добиваюсь решения самой главной функции русского языка – общение между людьми. Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Языковая компетенция - осведомленность школьников в системе родного языка.Познавательные задачи: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения; вооружение их знаниями о родном языке; развитие языкового и эстетического идеала. Коммуникативная компетенция - осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах.Практические задачи: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка. Цели и задачи изучения разделаЦель: обеспечение условий для приобретения знаний, умений, навыков учащихся по теме «Лексика. Культура речи».Задачи: а) Познавательные: •формирование у школьников лингвистического мировоззрения на лексику и фразеологию как на важные языковые явления (лингвистическая компетенция) в процессе систематизации и обобщения полученных знаний;вооружение обучающихся основами знаний о лексике и фразеологии и нормами правильной речи (языковая компетенция);эстетическое воспитание обучающихся средствами русского языка как учебного предмета. б) Развивающие:развитие речи учащихся, памяти, логического мышления;развитие умения анализировать и обобщать учебный материал;развитие у обучающихся умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент;формирование умения самостоятельной работы с книгой, с дидактическим материалом;формирование умения пользоваться справочным материалом (словари, справочники, ресурсы Интернета);развитие у обучающихся потребности в эстетическом совершенствовании своей речи. в) Воспитывающие:формирование интереса к уроку русского языка через нетрадиционные уроки;•содействие осознанию обучающимися ценности изучаемого материала, воспитание культуры общения;формирование таких качеств, как трудолюбие, любознательность, сила воли, самостоятельность;воспитание любви к родине, природе, окружающему миру Ожидаемые результаты освоения раздела программыВ результате освоения учебного материала данного раздела учащиеся должны уметь: - объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); - пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов; - распределять слова на тематические группы; - употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; - различать прямое и переносное значение слов; - отличать омонимы от многозначных слов; - подбирать синонимы и антонимы; - выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; - находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении; - владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; - использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; - логически мыслить, решать занимательные задачи, ребусы, самостоятельно их составлять; -соперничать с позиции доброжелательности друг к другу. Методы обучения: Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету: технологии развивающего обучения (И.С.Якиманская, Л.В.Занков и др.), игровые технологии, проблемно-эвристическая технология (А.В.Хуторской), метод проектов, информационные технологии (Е.С.Полат)-необходимое условие успешной работы. ЭвристическийИсследовательскийОбъяснительно-иллюстративныйРепродуктивныйМетоды проблемного обученияМетоды организации учебно-познавательной деятельностиМетоды стимулирования и мотивацииМетоды контроля и самоконтроля Организационные формы обучения :урок-беседа, урок-экскурсия, урок - практикум, урок – игра,урок – исследование, урок развития речи. Формы организации познавательной деятельности учащихся :-фронтальная (при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе), групповая (работа в парах – при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний; работа в группах на уроках изучения нового материала), индивидуальная (на уроках контроля, обобщения и систематизации изученного на этапе закрепления знаний, умений, навыков). Виды деятельностиПознавательная деятельностьИспользование анализа, умения обобщать пройденный материал, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать.Преобразующая деятельностьУмение задавать вопросы и ставить задачи по преобразованию реальности, умение действовать в ситуации неопределенности, использование техники выбора, способов поиска новых путей решения проблем.Общеучебная деятельностьДеятельность по организации учебного места, формирование умений и способов поиска исторической информации, работа со справочной и дополнительной литературой, совершенствованию техники чтения, формирование навыков конспектирования; организация работы в группе, использование метода взаимооценки.Самоорганизующая деятельностьФормировать способы самостоятельной постановки целей, самоучета собственной деятельности, осознание своего продвижения. Результативность работы по разделу «Лексика» Стимулируется самовоспитание, активность и самостоятельность суждений, инициатива, обогащается духовный мир учащихся, которые глубже вникают в морально-этические проблемы, разбираются в мотивах собственного поведения и поведения своих сверстников. Образовательная деятельность способствует развитию критики и самокритики, культуры речи, орфографической грамотности, логики мышления. Педагогический потенциал инновационной образовательной деятельности 607022, Нижегородская область, Кулебакский район, р.п. Гремячево, пл. Свободы, 2, Николаева Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Гремячевской СОШ