Презентация Развитие внимания младших школьников как залог успешного обучения


Ахмедеева Г.Ш.педагог-психолог Развитие внимания младших школьников как залог успешного обучения Существует китайская поговорка: “Расскажи мне – и я забудуПокажи мне – и я запомнюВовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”Человек усваивает 10% того, что слышит,50% того, что видит,70% того, что сам проговаривает,90% того, что сам делает Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса и является одним из важнейших условий успешного обучения. С проблемой невнимательности детей сталкиваются учителя и родители учащихся начальной школы.Внимание! – как часто с этим словом обращается педагог к своим ученикам, с тем, чтобы побудить их, лучше сосредоточиться на том, что он им говорит и показывает, и организовать их деятельность для более эффективного усвоения материала. Только приучив детей быть внимательными, педагог может рассчитывать на успех учебной и воспитательной деятельности. Причины недостаточного внимания школьников Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.хронические соматические заболевания, болезненность ребёнка. переутомление и перегрузки. Нарушение режима труда и отдыха;возрастные ограничения в развитии внимания. недостаточная мотивация выполнения деятельности.    общее ослабление нервной системы;наличие тяжёлых переживаний, травм;эмоциональная перегрузка как следствие большого количества впечатлений;недостатки воспитания; 1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается. 2. Не может спокойно сидеть на месте, когда это требуется. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т. д.)5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). 7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. гиперактивность невнимательность импульсивность 8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому. 9. Не может играть тихо, спокойно. 10. Болтливый. 11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). 12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. 13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и одежду).14. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений. Корректурные пробы (используется для определения объема внимания и его концентрации) " Красно-черные таблицы". (для оценки и тренировки переключения внимания) 7 4 3 1 7 5 6 2 1 5 11 8 2 10 7 4 1 9 12 8 2 4 3 11 6 9 5 6 7 3 12 10 Таблицы Шульте.(методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания). Метод Пьерона - Рузера. (для изучения концентрации и устойчивости внимания) Упражнения на развитие вниманияНаблюдательность и объем: “Самый внимательный” (разные варианты)Это тот, кто вспомнит, например, больше каких-то деталей в рассказе на уроках литературного чтения. Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибся, считаются победителями.Один из ребят становится ведущим, он должен запомнить позы играющих, их одежду, затем выходит из комнаты. В это время играющие должны сделать 5 изменений в своих позах и одежде. Не у каждого игрока 5, а всего 5. После этого входит ведущий, он должен вернуть всех в исходное положение. Если ведущий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность и высокий уровень внимания. «Лабиринты» «Найди пару» Концентрация внимания: «Арифметический диктант»Можно читать ребёнку арифметические задачи. Ребёнок должен решать их в уме. Полученные числа также надо держать в уме. А результаты вычислений записать только тогда, когда ему скажет: «Пиши!». Например: «Даны два числа: 60 и 3. Сложи первое число и второе… и от полученного числа отними 20.…Затем отними ещё 4. … Пиши!». Спиши текст, исправляя ошибки:Зема. Марос. Снек укрыл пни и кусты. снешные шубы надели сосны. Пушыстый шарф (на)ветках кедра. Вот сугроп. Там спит мидведь. Сравни картинки. Найди отличия. Составь рассказ. Игра «Маленький жук» или «Муха» ГА БА БО КА ПА КА РА КЕ ТА ЦУ НА МИ ВЕ ТО РИ ТА ЛЕ НА ВЕ ТА КУ ПА ВЫ СЫ ЛЕ РО СЕ ЛО ЛУ ЖА БА ПА МА ТА РА КА НО ДИ ВА РИ ЧЕ ТЫ РЕ ПЯ ШЕ СЕ ВО СЕ ДЕ ВЯ ДЕ СЯ ТА СИ КО МЕ РИ КА КИ РИ МЕ РА ЦУ КО ГО ЛО БА ТЕ РА ТА СИ НО ЛЮ КО БЕ СО НО КА ЧЕ ВЕ РЕ СИ ВА ВИ СА ША МА ША КА ТЯ ЛЯ ЛЮ РА РА ДУ ГА БА БО КА ПА КА РА КЕ ТА ЦУ НА МИ ВЕ ТО РИ ТА ЛЕ НА ВЕ ТА КУ ПА ВЫ СЫ ЛЕ РО СЕ ЛО ЛУ ЖА БА ПА МА ТА РА КА НО ДИ ВА РИ ЧЕ ТЫ ДЕ СЯ ТА СИ КО МЕ РИ КА КИ РИ МЕ РА Сосчитай все слоги «БА» Найди и выпиши названия цветов маквилегиясколкактусиреньландышкупвльнзцастраргладиолусгедргиезжбудка лилияцчнияколокольчикрюкусрозалюпинастурцияфлоксаимполоябархатцыплдсвлнухтхризантемарзариткарнпкапион маквилегиясколкактусиреньландышкупвльнзцастраргладиолусгедргиезжбудка лилияцчнияколокольчикрюкусрозалюпинастурцияфлоксаимполоябархатцыплдсвлнухтхризантемарзариткарнпкапион Проверь себя Без ошибок переписать следующие строчки: АММАДАМА АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ДЕТАЛЛАТА ЛАЙОНОСАНДЕРА ГРАСЕМБЛАДОВУНТ Внутри слов спрятались слова, найдите их. Шутка СмехВолк НаборУдочка ЗубрТюлень ПолкаБабочка Вставь пропущенные буквы Ав-обус, а-лея, ап-ека, бе-ёза, бо-ото, яб-око, вет-р, воро-ей, в-ск-есенье, вос-ок, ге-ой, го-од, дев-чка, дер-во, до-ога, за-ц, завт-ак, ка-анд-ш, к-асс,конь-и, к-рова, лопа-а, маши-а,мед-едь, м-локо, м-роз, ог-род, ку-ица,, о-урец, паль-о, пе-ал, п-сок, по-идор, рису-ок, ро-ина, рус-кий, са-оги, са-ар,с-бака, со-ока, тет-адь, т-амвай, уче-ик, учите-ь, февра-ь, яго-а, я-ык, св-ча. Расшифруй слово Найдите замаскированные изображения и запишитеслова, разделите эти слова на слоги; запишите только словарные слова. «Путаница» (развитие сосредоточенности и концентрации внимания). «Найди предметы» «Разведчики» Запомнить внимательно шифр, передать другому. «Счет с помехой»  Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок. «Одновременно два дела».Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания). «Сделай по образцу» Графические диктанты Скопируй и раскрась м ч р е б у ш о р к а л т в ш к е а щ Шифр: 2, 4, 5, 6, 9, 11, 15, 16, 18. к м У е Р л д в И а е П н д о ь Е и в Шифр: 1, 3, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19. Анаграммы. Расшифруйте слова, найдите среди них одно лишнее. ИАКБНИ КВАСЛАДОУРЧШИНА КОВЫЛР В О Д Ё М Ы В О Д О Ё М Ы Ф.Н. Гоноболин «Внимание и его воспитание» («Педагогика», М. 1972).В.Д.Шадрикова. «Позновательные процессы и способности в обучении» («Просвещение» М. 1990)Н. Ф. Талызина. «Формирование умения быть внимательным» («АСАДЕМА» М. 1999)Статьи из журналов «Начальная школа». Статьи из Интернета. Газета "Школьный психолог", № 18/2002. Тема номера: Внимание О. Решетников, О. Решетникова. "Поколение невнимательных" О. Решетников, О. Решетникова. "Лечить или не лечить?" Т. Ахутина, Н. Пылаева. "Школа внимания" А. Раскин. "Как папа опаздывал" И. Артюхова. "Минуточку внимания!"Е. Данилова. "Поможем ребенку сосредоточиться" В. Букатов, М. Ганькина. "Социоигровая хирургия" Развитие внимания в начальной школе. (Марина КРАВЦОВА)Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Пять подсказок для развития внимания у детей) Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет