Презентация урока по химии 9 класс по теме Аммиак


Класс: 9Тема: АммиакТип урока: формирование знаний.Вид урока: урок-проект Цель урока: Образовательная: изучить строение, свойства, получение и применение аммиака, донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи на примере иона аммония.Развивающая: углублять знания о ковалентной полярной связи, развивать навыки вести наблюдения, анализировать , выделять главное в тексте, обобщать и делать самостоятельные выводы.Воспитательная: формирование логического, эвристического мышления, самостоятельности, ответственного отношения к природной среде и собственному здоровью. Задачи:Образовательные: Учащиеся должны знать:строение аммиака и иона аммония;механизм образования связи по донорно-акцепторному механизму; лабораторные способы получения аммиака;особенности химических реакций, протекающие с аммиаком;влияние аммиака на организм и окружающую среду Задачи:Развивающие:Учащиеся должны уметь:составлять электронную, структурную формулы аммиака и иона аммония;составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства и способы получения;объяснять физиологическое воздействие аммиака на организм человека. Задачи:Воспитательные:Совершенствовать навыки:самостоятельной работы с текстом учебника;обозначать проблему и намечать пути ее решения;прогнозировать результаты эксперимента, наблюдать и делать выводы;понимание ценности природы и каждого человека. Методы и методические приемы:Словесный: рассказ, беседа, защита проекта, обмен мнениями.Практический: работа с учебником, заполнение таблиц, составление схем, уравнений реакций, моделирование приборов.Исследовательский: прогнозирование химических реакций и процессов, целенаправленное наблюдение , выявление взаимосвязей строения, свойств, получения , обнаружения вещества.Образовательный продукт: опорный конспект.  Опыт Реактивы Оборудование Получение аммиака и доказатель-ство наличия газаNH4Cl – хлорид аммония Ca(OH)2 - гидроксид кальцияВлажная индикаторная бумажкаСтупка , пестик, шпатель, пробирка(2),пробка с газоотводной трубкой, спиртовка , спички, Растворение аммиака«Фонтан»Фенолфталеин, колба с аммиаком.Кристаллизатор с водой, штатив с лапкой, пробка с газоотводной трубкойГорение аммиака Видео на диске«дым без огня»Видео на дискеДемонстрации: ПЛАН УРОКА: организационный этапмотивация учебной деятельности обучающихся актуализация знанийвведение новых знанийзакреплениеанализ и оценка итогов работыобъяснение и разъяснение домашнего задания  ХОД УРОКАОрганизационный этап подготовить учащихся к работе на урокеМотивация учебной деятельности обучающихся сообщение темы, цели, задач урока, практическая значимость урока, постановка учебной проблемы Актуализация знаний воспроизведение прежних знаний в новой ситуации организовать и целенапавить познавательную активность обучающихсяМини проектПостановка проблемыВыбор способов решенияАргументация ее решенияФормулирование выводовАнализ выводов и обобщение – защита проекта Смоделируйте строение молекулы аммиака, если известно, что в состав молекулы аммиака входят атом азота и водорода.(фронтально обсудить план решения проблемы, работа в группах по 4)строение атома азотастроение атома водорода обменный механизм ковалентной полярной связиобсуждение результатов проекта (защита проекта)Просмотр домашних презентаций «Реклама водорода», « Реклама азота» (слайды ,,электронное строение атома,,) Строение атома+7N ) ) 2 5электронная формулавалентные возможностиIII,IV+1H ) 1 IнеметаллнеметаллазотводородN••••••HТри неспаренных электрона.До завершения слоя недостает3е. Возможно взаимодействие с тремя атомами водорода.Один неспаренный электрон •Ковалентная связьN•••••+H•HH••=•NHHH••••••Три неспаренных электрона внешнего уровня атома азота образуют общие электронные пары с электронами атомов водорода. Общие электронные пары смещены к электроотрицательному атому азота. Образуется ковалентная полярная связь. Аргументация решенияАтом азота образует с атомами водорода 3 ковалентные полярные связи (т.к. электроотрицательность азота больше, чем у водорода) за счет своих трех неспареных электронов;Три общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома азота, возникает диполь, т. е. система с двумя полюсами. NH3 – молекулярная формулаH δ+ →Nδ−← H δ+ ↑ H δ+Структурная формулаПространственное строение молекулы аммиака∙ ∙H *∙ N ∙* H∙ *H Электронная формула Постановка проблемы учителемВопрос учителя:- как ведут себя разноименно заряженные частицы? (ДО притяжение магнитов разными полюсами). Возможно ли притяжение между молекулами аммиака?Обобщающий вывод учителя: для полярных молекул аммиака характерно связывание их между собой. Особый вид межмолекулярной связи называется водородной связью. Теоретическая исследовательская работаВыясните, в каких случаях возникает водородная связь?Как графически изображается водородная связь?Будет ли влиять водородная связь на физические свойства вещества?Для каких веществ характерна водородная связь? С. 112 – 113 учебника Водородная связьСвязь между атомами водорода и атомами сильно электроотрицательных элементов (фтора, кислорода, азота). водородная связь NH3 Образование ассоциатов Приводит к повышению плотности вещества, температур плавления, кипения.Характерна для воды, белков, нуклеиновых кислот. Механизм донорно-акцепторной связиH3N: + H+ = [NH4]+ образуется ион аммония Неподеленная электронная пара атома азота способна участвовать в образовании четвертой ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму с атомами, имеющими вакантную орбиталь. NH3 +HCl = NH4 Cl хлорид аммония Физкультминутка Физические свойстваПользуясь текстом и рисунком-схемой учебника заполните первые две колонки таблицы: физические свойства аммиака и соответствующие области применения, биологическое значение.Обсудить результаты работы, коррекция записей.Как можно убедиться в точности этих утверждений?Демонстрация соответствующих опытов, заполнение третьей колонки таблицы. Физические свойстваОбласти применения,биологическое значение ДемонстрацииNH3 Бесцветный газ;Резкий запах;Легче воздухаядовитПервая помощь при обмороках – возбуждение дыхательного и сосудодвигательного центров.При высоких концентрациях (ПДК 20 мг/м3)возможен сильный кашель, удушье, смертельный исход. Нашатырный спирт(аммиачная вода) осторожно понюхать Хорошо растворимый в воде газ (в воды растворяется около аммиака);10 % -ный раствор аммиака в воде - нашатырный спирт;При – 33,60 С аммиак сжижается, а при -77,80 С превращается в белое твердое вещество;Жидкий аммиак вызывает сильные ожоги кожиПри пайке металлов используют хлорид аммония - нашатырь - NH4Сl. При высокой температуре нашатырь разлагается с образованием аммиака, который очищает поверхности паяльника и спаиваемого изделия от оксидов металлов. Д.О. «Фонтан»Что наблюдаете? Почему?!!! при растворении в воде образуется гидроксид аммония – основание, поэтому фенолфталеин окрашивает раствор в малиновый цветNH3 + H2 O = NH4 OH гидроксид аммонияЖидкий аммиак имеет большую теплоту испаренияВ холодильных установках. Получение аммиака:Промышленный способ:синтез аммиака из водорода и азота:N2 + 3H2  2NH3 + QЛабораторный способ: Действием твердой щелочи на твердые соли аммония: t2NH4Cl + Ca(OH)2 = ТВ. ТВ.=2NH3↑ +CaCl2 + 2H2O Постановка проблемыМоделирование прибора для получения и собирания аммиакаКак обнаружить газ?Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе?Зарисовать прибор, записать уравнение реакции, наблюденияКак получить аммиак?Д.О. Химические свойства (+H2O, HCl, O2 ): Реакции, идущие сизменением степени окисления азотаNH3 – сильный восстановительбез изменения степени окисления азотаNH3 – слабое основаниеаммиак – непрочное соединение, при нагревании разлагается:2NH3  N2 + 3H2аммиак реагирует с водой:NH3 + H2O NH4OH NH4+ + OH− гидроксид аммонияаммиак горит в кислороде(ДО на диске):4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H2Oв – ль ок – ль аммиак реагирует с кислотами:NH3 + HCl → NH4Cl хлорид аммония (нашатырь – тривиальное название)Д.О. «Дым без огня» (на диске)окисление аммиака кислородом воздуха в присутствии катализатора(Pt, Rh):4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2Oв–ль ок–ль Д.О. «Дым без огня» (на диске) Закрепление1. Задание: составьте уравнения следующих реакций и назовите продукты:NH3 + H2SO4 → NH3 + H3PO4 →Ответ: 2NH3 + H2SO4 →(NH4)2SO4 сульфат аммония3NH3 + H3PO4 →(NH4)3РO4 фосфат аммонияОбъясните механизм образования донорно-акцепторной связи.Укажите плюсы и минусы влияния аммиака на организм и окружающую среду. Анализ и оценка итогов работы домашнее задание: Как работал класс, кто работал особенно старательно, подведение результатов, комментарии отметок. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Изучить §24, ответить на вопросы №1 – 6,с.115 Творческие задания: проект «Влияние водородных связей на воду. Аномалии воды» , «Значение водородных связей в белках, нуклеиновых кислотах», «Характеристика аммиака»Выпустить информационный бюллетень «Аммиак и здоровье человека» .«Влияние аммиака на окружающую среду».«Первая помощь при отравлении аммиаком». «Поведение в экстренной ситуации»