Презентация Виды работ по развитию речи учащихся на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи


Виды работ по развитию речи учащихся на уроках письма и развития речи и чтения и развития речи Учитель: Семушкина М.А. Практическая значимость этой темы заключается в поиске адекватных методов и средств коррекционной работы, способствующих более эффективному развитию речи умственно отсталых детей. Это позволит активизировать их учебную деятельность, увеличить коммуникативные возможности и как следствие, будет способствовать их социализации. Работа по развитию связной устной речи строится с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников. Поэтому на уроках и в учебниках включены задания, побуждающие учащихся выполнить то или иное речевое упражнение. Известно, что у умственно отсталых школьников очень ограничен их словарь, затруднено речевое общение, их ответы односложные и эмоционально скудны и им очень трудно, а порой практически невозможно приходится им при ведении диалога, самостоятельного рассказывания, описания, повествования. Поэтому в уроки нужно включать такие задания, которые бы стимулировали, развивали у школьников мотивацию устного высказывания. Задания:1. Нарисуй мысленно предмет, о котором будешь говорить.2. Что ты увидел глазами?3. «Потрогай» его, какой он?4. Какие признаки, свойства предмета важны?5. К какой группе предметов его можно отнести?6. О чём ты будешь говорить вначале…7. Твоё отношение к этому предмету.8. Как к нему относятся другие?В речевой практике используем задания:* составить рассказ с опорой на наглядно – предметный план;* составить рассказ с опорой на графическую схему;* составить рассказ по серии сюжетных картинок с разными вариантами их предъявления*составь рассказ по плану В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимания ребёнком значения слова формирует у него умения сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой. * замена слова в словосочетании – прозрачный воздух - свежий, чистыйлюбимое дело - увлекательное дело…* подбор наиболее точного слова по смыслу:Несмотря на … погоду, дети пошли гулять.Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети.* составление предложений со словами синонимического ряда:помощь – первая, неотложная, скораягрязный – руки, овощи, улица* нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках:русский язык – язык во ртуносить очки – набрать очкимесяц года – месяц на небе* рисование на тему многозначного слова. Согласно программе и тематическому планированию, проводятся уроки по развитию речи. Письмо и развитие речи:Сочинение по сюжетным картинкам.Сочинение по данному началу, по данному плану.Изложение.Описание по картинке.Чтение и развитие речи:Характеристика героев по плану.Пересказ по плану.Детальный разбор стихотворений.На уроках используется показ презентаций, видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей. Примеры заданий Сочинение по сюжетным картинкам Составление рассказа по сюжетным картинкам Сравнение слов в простом и переносном значении Золотое кольцо Золотые руки Золотое сердце Кольцо из золота Умелые руки Доброе сердце Работа над образным сравнением Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные. Горячий, как огонь. Легкий, как ... . Черный, как ... . Острый, как .... Красный, как .... Слова для справок: рак, пух, игла, уголь. Работа с антонимами «Что хорошо, а что плохо?» Запишите слова в два столбика. Грязь- чистота, ложь- правда, горе -радость, отвага - трусость, сила- слабость, вражда – дружба. «Добавь слово». Подберите антонимы к выделенным словам. * Надо людям делать добро, а не ... . * Мы презираем в людях трусость, а уважаем .... * Спуск с горы оказался не легче .... Работа с синонимами Подберите к существительным близкие по значению слова с шипящими на конце. Неправда, друг, доктор, родник, сила, слабость, поддержка. Слова для справок: помощь, немощь, мощь, ключ, врач, товарищ, ложь. Спишите предложения парами. Найдите и подчеркните в предложениях каждой пары синонимы. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался наездник. С целью повышения мотивации речевой деятельности школьников подбираются интересные для их возраста задания и упражнения, включаются игровые моменты, предлагаю речевые ситуации, которые разнообразны, увлекательны и эффективны, а также важны для использования их в речи. Я считаю, что эта тема всегда остается актуальной. Работа по развитию речи должна проводиться как в учебное, так и вне учебное время. Спасибо за внимание!