Презентация по теме «Приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения с использованием технологии продуктивного чтения»


Учитель начальных классов Шульженко Наталья Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждениеИльинская средняя общеобразовательная школа Мастер-класс «Приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения с использованием технологии продуктивного чтения» Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное. К.Д. Ушинский Что такое технология? Технология – это последовательность  этапов к достижению результата Что значит продуктивное чтение? Продуктивное – от слова «продукт». Что может быть продуктом чтения? Продукт чтения – это результат. А какой результат может быть у чтения? Понимание смысла прочитанного. Восприятие прочитанного текста А что значит включиться в чтение? Читать – и представлять картины, героев.Читать – и ставить себя на место героев.Читать – и переживать.Читать - участвовать в действии. Читать – задумываться над содержанием.Читать – предполагать конец истории.Читать - и реагировать на прочитанное: смеяться, грустить. Читать - удивляться, радоваться – испытывать эмоции. Цель и задачи технологии продуктивного чтенияЦель технологии: формирование читательской компетенции школьника.В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать. Задачи:Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.1 этап. Работа с текстом до чтения.Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. 2 этап. Работа с текстом во время чтения.Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста. 3 этап. Работа с текстом после чтения.Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.     Формирование УУД средствами литературного чтения.Познавательные УУД:1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;4)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;5)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;6)формируем умение ориентироваться на развороте учебника;7)формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД:1) формируем умение слушать и понимать других;2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;3)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;4)формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД:1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Личностные УУД:1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. ЧАРУШИН Евгений Иванович (1901-1965) Евгений Чарушин СТРАШНЫЙ РАССКАЗ •         Шура и Петя остались одни;•         у самого леса;•         ни папы, ни мамы;•         темно;•         не страшно, не боялся;•         кто-то топает;•         закрылись с головой;•         прижались друг к другу;•         пришли (родители);•         зажгли;•         ёжик «Диалог с автором»Последовательность действий.Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые. 2) Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение). 3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Возникающие вопросы предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения. 4) Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало). Ошибки учителя при обучении детей ведению «диалога с автором» 1. Первая ошибка учителей при обучении детей ведению «диалога» с авто­ром литературного произведения – неправильное определение его умест­ности. Например, в произведениях, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рас­сказа. 2. Вторая ошибка – нечеткое понимание того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер. 3. Третья ошибка – подмена учителями скрытых авторских вопросов сво­ими вопросами, которые уместно задать при обобщающей беседе. 4. Четвертая ошибка – просьба к ученикам дать возможный ответ на скрытый вопрос писателя в случаях, когда для этого не хватает текстовой информации. Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах. Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение Чулан - помещение в доме, служащее кладовой. Реализация технологии продуктивного чтения1. Обдумывание этапа антиципации (предвосхищения) содержания литературного произве­дения.2. Выбор вида первичного чтения. Читать может вслух учитель, вслух или про себя могут чи­тать обучающиеся, можно комбинировать чтение учителя и обучающихся.3. Организация этапа перечитывания текста. Учитель вместе с детьми определяет количество перечитываний текста, их задачи.4. Продумывание обобщающей беседы с постановкой главного смыслового вопроса.5. Продумывание этапа работы с текстом после чтения.6. Подбор домашнего задания для обучающихся. Спасибо за внимание!