Презентация Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроках русского языка и литературы


Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроках русского языка и литературыТкаченко Елена Ивановна – учитель русского языка и литературыМБОУ «Сакская СШ №4 им. Героя Советского Союза Ф. И. Сенченко города Саки Республики Крым

Создание ситуации успеха – путь к формированию жизненных компетентностей учеников
Успех придает силы, веру и возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования адекватной самооценки. Успех – удача в достижении чего-нибудь», «общественное признание», «хорошие результаты в работе, учебе. Стремление к успеху – уровень мотивации, который можно определить большим желанием ребенка выполнить какой-либо вид деятельности. «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, в безжизненную мумию, если нет детского желания учиться. Оно приходит только вместе с успехом в учении». В. А. Сухомлинский Ситуация успеха: установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи) содержательное, технологическое и ресурсное обеспечение деятельности, операции (создание условий для успешного решения задачи) сравнение полученных результатов с предлагаемыми (осознанное отноше-ние к результату своего учебного труда). Компетентность основывается на знаниях и умениях, но ими не исчерпывается, обязательно охватывая личностное отношение к ним человека, а также его опыт, который позволяет эти знания «вплести» в то, что он уже знал, и его способность понять жизненную ситуацию, в которой он сможет их применить.
Каждая компетентность построена на сочетании:знаний и умений,познавательных действий и практических навыков, ценностей, эмоций, ощущения успеха,деятельностных компонентов.


Переход к компетентностному подходу в образовании означает: а) переориентацию с процесса обучения на результат в деятельностном измерении;б) смещение акцента с накопления нормативно определенных знаний, умений и навыков на формирование и развитие у учащихся способности практически действовать, применять опыт успешных действий в конкретных ситуациях.

Дать детям радость труда, радость успеха в обучении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь обучения и воспитания.У нас не должно быть несчастных учеников, душу которых угнетает мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, которые порождают энергию для преодоления трудностей, желание учиться. В. А. Сухомлинский. УспехУменияСтарания Познания ИнтересПохвала


Цель и задачи учителя:Создание ситуации успеха для развития личности ребёнка, предоставление каждому воспитаннику возможности почувствовать радость достижения успеха, осознания своих способностей, веры в собственные силы.
СитуацияУспехСитуация успехаЦеленаправленная, организованная учителем деятельность учеников, помогающая достичь значительных результатов.Это испытание радости от того, что результат совпадает с ожиданиями или же превосходит его.Результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя, семьи.


Приёмы создания ситуации успехаПомощь другаУмышлен-ная ошибкаЭврика Невмеша-тельство Исповедь Холодный душЭмоциональное поощрение, поглаживание, всплескСледи за намиСтупеньки к успехуДаю шансОбмен ролямиАнонсиро-вание «Невмешательство» — Максимальное предоставление самостоятельности ученикам в решении проблем.«Холодный душ» — учитель оттягивает время улучшения оценок, не сразу «поливает бальзамом» задетое самолюбие, ущемленные амбиции, а иногда и «подсыпает соли».


«Эмоциональное поглаживание» — вселить ученику веру в себя, похвалить за что-нибудь, даже незначительное, улыбкой, взглядом .«Анонсирование» — сначала обговорить с учеником, что ему необходимо будет сделать, создать психологическую установку на возможный успех, дать уверенность в собственных действиях.
«Своевременная помощь» - ученики попали в сложную ситуацию, но не перестают бороться за победу, и необходимо вовремя прийти на помощь, поддержать, вселить уверенность в собственные силы, показать ученику, что учитель видит в нём личность, которая способна преодолеть трудности.«Ступеньки к успеху» -учитель ведёт воспитанника постепенно вверх, поднимаясь по ступенькам самоопределения, утверждения веры в себя и окружающих.
«Даю шанс» — создание такой ситуации, при которой ученик имеет возможность неожиданно для самого себя раскрыть собственные возможности, способности.«Исповедь» — правильно прогнозируя реакцию учеников, искренне обратиться к их наилучшим чувствам.
«Эврика» — активизировать учеников пусть на маленькое, но собственное открытие уже известных фактов.«Умышленная ошибка» — используется уже на известном ученикам материале, при проверке знаний для активизации внимания учеников.
«Эмоциональный всплеск — дать эмоциональный заряд уверенности, освободить от психологической зажатости энергию, мысль, знания.«Обмен ролями» — даёт возможность ученикам проявить себя. Учитель показывает ученикам, что они способны сделать намного больше, чем от них ожидают.
НеуверенныеНадёжныеОтчаявшиесяУверенные в себеПочти утраченныеКатегории учеников Надёжныеученики, имеющие хорошие способности, работают самостоятельно, добросовестно относятся к своим обязанностям, уверены в себе, в группе такие ученики чувствуют себя спокойно, уверенно, защищённо.Умышленная ошибкаЭврикаНевмешательствоОбмен ролямиЭмоциональный всплеск Уверенные в себеСпособности таких учеников могут быть и выше, чем у "надежных", однако система их работы не совсем отлажена. Периоды успеха, взлета сменяются расслаблением, упадком. Дети очень эмоционально реагируют и на достижение, и на неудачу.Холодный душОбмен ролямиСоревнованиеЭврикаУмышленная ошибка НеуверенныеЭто успешные ученики, познавательные интересы которых связаны обычно с учебой. Они более – менее ответственно относятся к делу. Главная их отличительная черта - неуверенность в своих силах.Эмоциональное поощрениеУмышленная ошибкаАнонсированиеЭврикаСтупеньки к успеху ОтчаявшиесяЭто преимущественно учащиеся, имеющие плохую подготовку, способности. Однако после почувствованной когда-то радости надежд, что осуществились, по разным причинам потеряли ее.Даю шансЭмоциональное поощрениеИсповедьСтабилизацияСледи за нами Почти утраченныеЭто ученики с большими пробелами в знаниях, имеют способности разного уровня, но чаще всего - среднего или низкого. Они потеряли надежду на успех, открыто заявляют о своем нежелании учиться.ИсповедьЭмоциональное поощрениеДаю шансЭмоциональный всплескСтабилизация Главным критерием оценки деятельности школы является то, чего достигают ее выпускники. Именно поэтому школы, которые заботятся о своем педагогическом имидже и стремятся к развитию, пытаются создать модель выпускника как идеальную модель, которая должна быть ориентиром школьной деятельности. Модель выпускника - это обозначение уровня движения учащихся в рамках основных направлений деятельности школы. Прежде всего это определение компонентов компетентности выпускника, уровня, за который школа вместе с родителями несет ответственность.
ВыпускникУспешная личностьКоммуника-тивные компетенцииСоциальные компетенцииПоликультур-ные компетенцииИнновационные компетенцииКомпетенции стремления к продуктивному творчествуКомпетенции саморазвития Надежда на успех живет в каждом человеке. Но, к сожалению, не каждая надежда оправдывается, потому что успех гарантирован только для тех, кто прилагает для его осуществления собственные усилия.Учителям, учащимся и родителям необходимо прилагать совместные усилия, чтобы успех каждого и успех всех был гарантированным.
Советы для тех, кто хочет добиться успеха: Успех не придет к Вам. Вы сами должны идти к нему.                                                                      Марса Коллинз Действия не всегда приносят успех, но без действий успеха не бывает.                                                      Марк ТвенЧтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.                                                                   Оноре де Бальзак Успех приходит к тем, кто верит в свои силы.                                                                    Уинстон Черчилль. Если вы не пойдете за успехом, у вас никогда не будет его.Если вы не спросите, ответ всегда будет "нет". Если вы не сделаете шаг вперед, вы будете всегда находится на том же месте. Нора Роберт



Удачи, творчества, успехов!!!