Презентация по русскому языку на тему: «Синтаксис и пунктуация».


Обобщающий урок-игра ПО ТЕМЕ«СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»Брагина Инна Геннадьевна,учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №1 г. Советский 2015 Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме "Синтаксис. Пунктуация". Задачи: Образовательные : обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении тем «Синтаксис и пунктуация»;совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания.Развивающие:развивать индивидуальные способности учащихся;развивать устную и письменную речь;развивать словарный запас, коммуникативные умения;выработать умения делать выводы.Воспитательные: формировать культуру речи и поведения;через разнообразие форм прививать интерес к изучению русского языка. Русский язык! Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык ! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С. Тургенев. Пунктуация - это инструмент, который необходимо знать и умело им владеть. Урок-игра. «Объясните расстановку знаков препинания»; «Установите соответствие»; «Выбери меня»; «Ситуативная задача»; «Хорошие речи приятно и слушать»; «Карта сокровищ». 1.Объясните расстановку знаков препинания.За правильный ответ 1 балл - всего 3 Начало русской пунктуации положил гениальный представитель грамматической науки 18 века М. В. Ломоносов в своём труде ''Российская грамматика'', которая написана в 1755 году. Ломоносов даёт точный перечень знаков препинания, в системе излагает правила их употребления, формулирует эти правила на смысловой и грамматической основе. Он впервые подводит теоретический фундамент под существовавшую пунктуацию и все правила употребления знаков препинания сводит к семантико-грамматическому принципу. 2. «Выбери меня.»за правильный ответ 1 балл- всего7. 1.Раздел науки о языке, где изучаются словосочетания и предложения. А) Синтаксис; В) Пунктуация; С) Морфология.2. Знак препинания, соединяющий однородные члены предложения. А) Запятая; В) Точка с запятой; С) Двоеточие. 3. Слово (или сочетание слов), обозначающее того, к кому обращаются с речью. А) Объяснение; В) Объявление; С) Обращение.4. Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены существительным в именительном падеже. А); Двоеточие; В) Тире С) Запятая.5.Раздел науки о языке, где изучается постановка знаков препинания. А) Фонетика; В) Пунктуация; С) Лексика.6. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.А) Кривая речь; В) Косвенная речь; С) Прямая речь7. Разговор двух или нескольких лиц называется…А) Диалог; В) Монолог; С) Беседа 3. «Установите соответствие.» 1) родным городом а) прил. + сущ. (главное слово);2) мой край б) глагол + наречие(гл.гл.слово)3) завывание ветра в) мест. + сущ. (главное слово);4) любить горячо г) сущ. с пр. + глагол (гл. слово);5) в округе проживают д) сущ. (главное слово)+сущ.. За правильный ответ 1 балл – всего 5 4. Ситуативная задача.За правильный ответ 1 балл – всего 2 Вы получили телеграмму такого содержания: Встречайте завтра выезжаю поездом 12 вагон 10 МашаЧто неясно в тексте телеграммы ? Помогите встречающему прочитать текст правильно. Подумайте, в какие словосочетания может входить слово «ЗАВТРА». Покажите при помощи интонации , читая предложение вслух. Расставьте знаки препинания. 5. «Найди меня.»За правильный ответ 1 балл В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Весна(1) мчится по Советскому(2) несет с собой теплое дыхание(3) развертывает(4) и раскидывает зеленый платок(5) будит город от зимнего волшебного сна. 1) 1,3,4,5 2)2,3,5 3)1,3,4,54)1,3,5 Взаимопроверка. 1. СПП; Однородные члены; ОЧП. 2. а,а,с,в,в,с,а. 3. 1-а, 2-в, 3-д, 4-б, 5-г. 4. Встречайте завтра. Завтра выезжаю. Встречайте завтра. Выезжаю поездом 12, в10. 5. 2;3;5;«5»-все верно, «4»-1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3 ошибок. «Хорошие речи приятно и слушать.»За правильно сформулированное предложение 1 балл. Ребята, я прочту небольшой текст о нашем крае.Ваша задача - записать запомнившиеся вам предложения. Я очень люблю и горжусь своим краем. А как можно не любить этот суровый «уголок земли», удивительно красивый и щедрый, издавна известный своими северными диковинами?! Сколько таинственных названий дают нашей Югорской земле!Как много стихов пишут наши соотечественники о ней ! Они ее восхваляют, воспевают ее природные богатства. «Карта сокровищ»За полученный рисунок – 10 баллов. 1. Наша земля очень богата дичью, рыбой и грибами.2. В ХМАО входит девять районов: Белоярский, Березовский, Кондинский,Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский.3. Здравствуй, зима снежная !4. Советский - город лесной промышленности.3. Процветай, земля родная!2. Советский населяют многие национальности: Ханты, манси, русские, украинцы. 1. Мой край богат газом, нефтью. «Графический диктант.» Фрагмент мансийского орнамента «Головки.» Мансийская женская праздничная шапка Домашнее задание. На «5»: Составьте небольшой рассказ на тему «Мой край», используя простые и сложные предложения.На «4»: Составьте простые предложения по данной теме.На «3»: Составьте словосочетания по данной теме. Рефлексия. Ребята! Я благодарю вас за работу на уроке. Вы молодцы!Подводим итоги: у вас на столах лежат листочки - разноцветные кружочки. Выберите понравившийся Вам цвет и нарисуйте, пожалуйста, личико (веселое -урок понравился, невеселое – не понравился). Спасибо! Всего вам доброго! Использованная литература Литературно - краеведческая хрестоматия Ханты-мансийского автономного округа «Северные родники»/Автор – составитель Федорова Л.В.- Сыктывкар 1995.\