Презентация по литературе 6 класс Уроки доброты по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского»


В.Г. Распутин «Уроки французского»Истинное добро со стороны того, кто творит его,имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи.В. Распутин Отражение в рассказе трудностей послевоенного времениО чем говорит название рассказа?От чьего лица ведется повествование? Почему? Время действияПослевоенные годы – карточная система снабжения продуктами, обязательные для населения государственные заёмы, тяготы колхозного труда;Место действия – Сибирь – родина писателя, глухая сибирская деревушка, садов нет, т.к. деревья зимой вымерзают. В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ждали его? Постоянные голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, матерью, острое переживание несправедливости, горечь обмана. Жизнь преподносит Володе жестокие уроки и ставит перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о маме и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть. Художественные приемыВ портретных описаниях автор использует прием антитезы (противопоставление):Образ Лидии Михайловны:«…Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.» Образ Володи:«…Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги.» Чиркимн. местн.Обувь, сшитая из одного куска кожи.Обувь с невысоким голенищем. Почему Володя не принял посылку с продуктами?Когда я бочком влез с посылкой в дверь, Лидия Михайловна приняла вид, что ничего не понимает. Она смотрела на ящик, который я поставил перед ней на пол, и удивленно спрашивала:     - Что это? Что такое ты принес? Зачем?     - Это вы сделали, - сказал я дрожащим, срывающимся голосом.     - Что я сделала? О чем ты?     - Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.     Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась. Это был тот единственный, очевидно, случай, когда я не боялся смотреть ей прямо в глаза. Мне было наплевать, учительница она или моя троюродная тетка. Тут спрашивал я, а не она, и спрашивал не на французском, а на русском языке, без всяких артиклей. Пусть отвечает.     - Почему ты решил, что это я?     - Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.     - Как! Совсем не бывает?! - Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.     - Совсем не бывает. Знать надо было.     Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от нее.     - Действительно, надо было знать. Как же это я так?! - Она на минутку задумалась. - Но тут и догадаться трудно было - честное слово! Я же городской человек. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?     - Горох бывает. Редька бывает.     - Горох... редька... А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда. - Лидия Михайловна вздохнула и покосилась на меня. - Не злись. Я же хотела как лучше. Кто знал, что можно попасться на макаронах? Ничего, теперь буду умнее. А макароны эти ты возьми... Гордость, чувство собственного достоинства, стойкость – это не случайные черты поведения героя, а проявление ХАРАКТЕРА. Послесловие«Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому. — Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь. — А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет.. . Тут виновата я.. . Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка.. . в ней лежали макароны и три красных яблока.. . Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они» . Душевная щедрость, доброта, истинная любовь к детям, не жалеть о случившимся – потерять работу, ободрить, помочь – вот главное для Лидии Михайловны. Это делает её похожей с главным героем, чувство собственного достоинства сближает их.Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто её принимает. Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. Добро возвращается добром. В. Распутин «Уроки доброты»Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Поразмыслив, я понял, что…истинное добро со стороны того, кто тратит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи…, а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия. Есть такие понятия: Духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед…Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.