Презентация по русскому языку Обобщающее повторение по теме Синтаксис и пунктуация


ТЕМА. Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Учитель русского языка и литературыГерасимова Степанида Степановна Цель: повторить и обобщить основные синтаксические понятия. Задачи:Закрепить знания учащихся об особенностях простого, простого осложнённого и сложного предложения,предложений с прямой речью, диалога.Закрепить навыки синтаксического разбора предложений.Отработать пунктуационные навыки по теме, развивать пунктуационную зоркость.Продолжить работу по развитию речи учащихся. Лингвистическая разминка (4-5 мин. Работа класса) Цель: повторить основные теоретические сведения по теме «Синтаксис и пунктуация»Задание: ответьте на вопросы.Что изучается в синтаксисе?Какими бывают предложения по наличию грамматических основ?Какие предложения мы называем простыми? сложными?Чем может быть осложнено простое предложение?Какие предложения мы называем сложными?На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений?При помощи чего связаны простые предложения в БСП?На какие группы делится сложное союзное предложение?Для чего нужна пунктуация? На какие группы делятся знаки препинания?На какие группы делятся предложения по типу грамматической основы?Какие пунктуационные правила вы знаете? Закрепление навыка постановки знаков препинания в простом осложненном предложении. Устно. Фронтальный опрос.(5-7 мин.) Посмотрите на предложения, расставьте в них знаки препинания, объясняя правилом. В саду расцвели розы лилии и ромашки. К несчастью в пути нас настиг буран. Ещё ты дремлешь друг прелестный? Кот воровал всё рыбу мясо сметану хлеб. Холодные созвездия как крупинки льда плавают в воде. Проверка. В саду расцвели розы, лилии и ромашки. К несчастью, в пути нас настиг буран. Ещё ты дремлешь, друг прелестный? Кот воровал всё: рыбу, мясо, сметану, хлеб. Холодные созвездия, как крупинки льда, плавают в воде.Обращения, вводные слова, однородные члены и сравнительные обороты осложняют простое предложение.  Закрепление навыка синтаксического разбора предложения (6-9 мин.) Цель: уметь производить синтаксический разбор простого и сложного предложения.Задание: Запишите предложения в тетради, произведите синтаксический разбор.1. Ветер срывает листья и разбрасывает их по школьному парку. 2. Ударили первые морозы, и цветы в саду замерзли.Дополнительное задание.Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении? Алгоритм работы: 1. Прочитайте предложения с правильной интонацией .2. Определите вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).3. Определите вид предложения по интонации (восклицательное, невоскл.).4. Подчеркните грамматическую основу (или основы, если их несколько) и выясните, является предложение простым или сложным.Если предложение простое, то5. Определить односоставное или двусоставное предложение.6. Охарактеризуйте предложение по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспр.).7. Укажите полное или неполное предложение.8. Укажите, является ли предложение осложнённым или неосл.(однородные члены, обращения, вводные предл;сравн.обороты). Если предложение сложное, то1. Укажите союзное или бессоюзное2. Если предложение союзное, то указать вид предложения сложносочиненное или сложноподчиненное3. Определить из скольких частей (простых предлож.) состоит.4. Указать, каким союзом соединены части.5. Проверьте, верно ли расставлены знаки препинания.6. Составьте схему предложения. Закрепление навыка расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью и в диалоге. Повторение о сравнительном обороте и типе речи – описании. (13-15 мин.) Цель: уметь расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и в диалоге, при сравнительном обороте; определять тип речи.Найдите отличие:Дивной вязью он (народ) плёл невидимую сеть русского языка, яркого, меткого, задушевного, певучего и богатого.Дивной вязью он (народ) плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. А.Н.Толстой. Предложения со сравнительным оборотом Сравнение­ - это изображение одного предмета путём сопоставления его с другим предметом. Сравнение помогает ярко нарисовать явление ,изобразить предмет, увидеть его, по-новому передать чувство, мысль. Сравнения делают мысль образной, эмоциональной. Назовите сравнительные обороты. Перечислите качества языка, о которых говорит А.Н.Толстой.(Выразительность, точность, благозвучие и богатство) При помощи сравнений автор создает поэтический образ русского языка, выражает любовь к нему и восхищение русским словом. Используя изобразительно-выразительные средства: сравнения, эпитеты - автор демонстрирует те качества языка, которые мы перечислили. С какими словами употребляется сравнительный оборот?(как, точно, словно, будто, как будто)Вспомните, как на письме оформляется сравнительный оборот. Запишем это предложение, оформив его при помощи прямой речи. А: «П».«П»,-а. Алексей Николаевич Толстой. Руководство учителя – Индивидуальная работа. Работа в парах. 1 человек оформляет диалог на доске.Задание: рассмотрите схемы и расскажите о правилах расстановки знаков препинания в диалоге . Проверим д/з. Диалог по теме « В музее». – П, – а. – П? – а.– П! – а. Руководство учителя – Индивидуальная работа  Срез знаний. Тест (15-17 мин.)Цель: определить уровень знаний по теме. 1. Словосочетание – это:А) грамматическая основа предложения;Б) сочетание двух слов;В) слова, связанные по смыслу;Г) сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.2. Из данных сочетаний слов являются словосочетаниями:А) начался снегопад;Б) земля бела;В) с добрым утром;Г) играть в снежки;Д) на улице;Е) зима – прекрасная пора.3. Правильно выделены главные слова в словосочетаниях:                          xА) звонко побежали;          xБ) читать книгу;                        xВ) писать аккуратно;            xГ) поздняя осень. 4. Укажите среди предложений повествовательные. А) Памяти павших будьте достойны!Б) Кто там стучится у ворот?В) Закружилась листва золотая.Г) Как хорошо бродить в лесу!5. Найдите нераспространенные предложения: А) Прохлада освежает и бодрит.Б) Светает.В) Снова замерло все до рассвета.Г) Плыли по небу тучки.6. В каких предложениях надо поставить тире между подлежащим и сказуемым? А) Амур самая длинная река России.Б) Небо высоко и прозрачно.В) Цыплят по осени считают.Г) Июль макушка лета.7. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах? А) Я помню лес, палатку, песни у костра.Б) Тучи ползли по небу медленно, скучно и однообразно.В) Снег падал медленно, и бесшумно.Г) Вот поспели и грибы, и ягоды, и орехи. 8. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).А) Муравьи санитары лесаБ) Прощай любимый городВ) Добро пожаловать скворцыГ) Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей9. Второстепенные члены предложения – это:А) подлежащее, сказуемое, дополнение;Б) дополнение, определение, обстоятельство;В) дополнение, определение, обращение;Г) дополнение, определение, обстоятельство, обращение;10. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).А) Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М. Горький.Б) Он говорил о своей любви к книгам.В) Она придумала и рассказала нам историю.Г) Она просила расскажи мне эту историю. Распространите предложения:Наступила осень. Осыпались листья. Замёрз пруд. Опустели скворечники. Ребята сделали кормушки. Прилетели синицы. Они клюют зерна. Составьте предложения с фразеологизмами:1.Как с гуся вода.2.Как пить дать.3.Как в аптеке.4.Как за каменной стеной. Творческая работа Рефлексия. Изобрази настроение. (2-3 мин.) Цель: научиться делать выводы. 1. Прочтите цели урока. 2. Достигли ли вы цели урока? 3. Оцените свою работу на уроке при помощи смайлика. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – три жетона: один – с улыбающимся личиком, второй – с безразличным выражением лица, третий – с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент. Спасибо. Задание на дом (1 мин) Упражнение №135.Готовиться к диктанту.