Презентация к уроку русского языка «Корни с чередованием»


КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Алматинская область, Илийский район, п. Отеген батырУчитель русского языка и литературы средней школы № 7 С.Е.Эдильгириева Тема: «Чередование гласных а-о в корне слова»№ урока по теме – четвёртыйТип урока: повторительно-обобщающийВид урока: урок-исследование Цели урока: - обучающие: Повторить правила выбора букв а-о в корнях с чередующимися гласными: -лаг-, -лож-; -раст-, -ращ-, -рос-; -скак-, скоч-; -зар-, -зор-; -мак-, -мок- (-моч-). Владеть способами выбора а-о в корнях с чередованием, зависящими от ударения, от последующей согласной, от значения слова. Различать корни с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной. - развивающие: способствовать формированию орфографической грамотности учащихся, развитие творческой, речевой и мыслительной активности учащихся. - воспитательные: воспитывать интерес к орфографии и речевой культуре русского языка.Оборудование: ИКТ (презентация, игра с триггерами, компьютерный тест), инструкционная карта работы учащегося. Ход урока1. Организация начала занятияСообщение темы урока.Выявление проблемы урока:В каких случаях происходит чередование гласных а-о в корне слова?Как выбрать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова? Задание №1 Игра с триггерами «Найди чередующиеся гласные в корне слова».а) роскошный, росточек, взрастить, бросать, слагать, глагол, ростовщик, проращивать; б) выскочить, качаться, промокнуть, озарение, поклониться, взмахнуть, сказитель, макнуть.  Проверяемые гласные в корнях слов Непроверяемые гласные в корнях слов Чередующиеся гласные в корнях слов Задание №2 Запись слов с распределением их по колонкам...ктябрь, под..рить, зар..стают, предпол..жение, св..вают, вест..бюль, ск..чи, выр..щен, накл..ниться, бр..сать, г..ризонт, п..левой, в..кзал, рап..рт, р..чной Проверяемые гласные в корнях слов Непроверяемые гласные в корнях слов Чередующиеся гласные в корнях слов под. .рить ..ктябрь зар.А.стают св..вают вест.И.бюль предпол.О.жение бр..сать г.О.ризонт ск.А.чи п..левой в.О.кзал выр.А.щен р..чной рап.О.рт накл.О.ниться О А А О О Е 3. Обобщение знаний изученного материала- От чего может зависеть выбор гласных а-о в корнях с чередованием?  Задание №3 Работа в группах. Выписать слова и рассказать правило:1-я группа: Чередование гласных а//о, зависящих от ударения.2-я группа: Чередование гласных а//о, зависящих от последующих согласных.3-я группа: Чередование гласных а//о, зависящих от значения слова. З..ря, пол..гаться, вым..кнуть, м..кать, подр..стать, укл..няться, з..рянкка, разр..стись, непром..каемый, покл..нник, привск..кивать, пром..чить, оз..рение, отр..слевая, обм..кнуть, з..рька, укл..нчивый, разл..жить. выр..щенный, вым..ченный, пром..кнуть. Задание №4 Работа за компьютером. Вставьте в слова пропущенные буквы в предложения из произведений М.М. Пришвина. Солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона и, большое, чистое, красное, нижним краешком своим кл..нилось к земле. Антипыч, предл..гая ходить нам разутыми, только не договаривал: «Не зная броду, не лезьте в воду». Но Митраша, почуяв опасность, остановился и призадумался над своим пол..жением. И надумал, было, он повернуть, пол..жить ружьё на болото и, опираясь на него, выск..чить. Тот сильный порыв ветра, когда крикнула бедная Настя, был ещё не последним перед тишиной вечерней з..ри. Задание №5 Написать сочинение-рассуждение миниатюру (5-6 предложений) на тему:1-я группа: «Для чего нужно определять ударение в словах с корнями -зар-, -зор-?» 2-группа: «Почему нужно учитывать сочетание согласных в корнях –лаг-, -лож-?»3-группа: «Почему важно знать значение слова с корнями 4. Закрепление полученных знаний Задание №6 Компьютерный тест  5.Подведение итогов самостоятельной работы на занятии1. Выставить оценки за тест2. Домашнее задание: дописать сочинение-рассуждение, подготовиться к зачёту по теме «Чередование гласных а-о в корне слова». Интернет-ресурсы Фон: http://www.flywebtech.com/images/bg.jpg Компьютер: http://moodle.belmont.gloucs.sch.uk/file.php/1/ICT_2.png