Презентация к научно — исследовательской работе Формирование устойчивой грамотности и творческих качеств личности ребенка на уроках русского языка через применение интеллект — карт


Формирование устойчивой грамотности и творческих качеств личности ребенка на уроках русского языка через применение интеллект - карт Коробко Евгения Михайловна,учитель русского языка и литературыМБОУ СОШ № 6 Актуальность и новизна проблемы в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников; в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности; в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам; в заложенных в программу развития школы идеях личностно - ориентированного обучения; в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность применения на уроках метода интеллект - карт в преподавании русского языка в общеобразовательной школе. Задачи: исследовать, что такое с точки зрения теории вопроса и практики метод интеллект - карт и возможность применения его на уроках;рассмотреть наиболее перспективные пути внедрения метода интеллект - карт в процесс предметного обучения; создать условия для активного использования метода интеллект - карт в учебной деятельности. Гипотеза: если построить обучение на основе метода интеллект - карт, то школьники при помощи данных технологий смогут увидеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки, повысится интерес к предмету, качество знаний. Ожидаемый результат:произойдет осмысленное обучение и значительно повысится качество знаний по предмету, так как интеллект-карты: - дают быстрый и полный обзор большой темы (сферы, проблемы, предмета); - позволяют планировать стратегии и делать выбор; - дают информацию о том, где Вы были и куда движетесь; - собирают и представляют большое количество разнообразных данных на одном листе, демонстрируя связи и расстояния; Ожидаемый результат:произойдет осмысленное обучение и значительно повысится качество знаний по предмету, так как интеллект-карты: - стимулируют воображение и решение проблем посредством разработки новых путей; - позволяют максимально повысить результативность и эффективность; - являются превосходным инструментом для раздумывания и запоминания; - экономят время. Прикладная ценность данного исследования заключается в использовании метода интеллект – карт в процессе изучения русского языка. Это повышает работоспособность, формирует общеучебные умения и навыки, помогает осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности, улучшает все виды памяти, развивает мышление, интеллект, речь, познавательную активность, формирует орфографические и пунктуационные навыки, обогащает словарный запас, а главное - повышает результативность. Советы по составлению интеллектуальных карт: В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.Добавляются символы и иллюстрации.Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.Важные идеи записываются более крупным шрифтом.Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально. Основные законы рисования интеллект - карт Максимально свободно выражайте свои идеи.Будьте творческими, яркими, выразительными.Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта.  Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ» Этапы работы Построение каждым участником собственной интеллект-карты. Обсуждение в малых группах. На этом этапе участники объединяются в группы по три-пять человек и обсуждают составленные каждым из них интеллект-карты. Составление групповой интеллект-карты. Такая первичная карта может иметь очень большие размеры, так как на ней должны быть отражены все ассоциативные цепи, предложенные каждым участником группы. На этапе повторения изученного Вспомни все изученные случаи орфограммы "Мягкий знак после шипящих". Запиши слова, дописывая или не дописывая ь.Ноч(?), луч(?), береч(?), кирпич(?), карандаш(?), знаеш(?), чертиш(?), заплач(?), без туч(?), колюч(?), отреж(?)те, хорош(?), вещ(?), дремлеш(?), могуч(?), сидиш(?), съеш(?), товарищ(?), помощ(?), помоч(?), зажеч(?) На этапе изучения нового материала Происходит обсуждение в каждой группе и делается общий вывод. В тетрадях учащихся появляется вывод по теме «Деепричастие как часть речи» в виде интеллект-карты. На основе материала параграфа №28 и слайдов из презентации составляется интеллект-карта«Деепричастие как часть речи». ( 5 групп по 4 человека в каждой) Фрагменты подготовки к составлению интеллект-карты при закреплении полученных знаний Разряды местоимений В результате… При подготовке к ГИА… Очень удобен метод при подготовке к ГИА. При подготовке к экзаменам мы составляем целые блоки-карты, группируя по заданиям. Например, «Правописание приставок», «Правописание суффиксов» и др Интеллект-карты, составленные детьми на различных этапах урока Результативность В 2012-2013 учебном году Прудникова Виктория стала победителем 1 этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и призером 2 этапа (муниципального). В 2013-2014, 2014-2015 учебных годах Иванов Никита занял 1 место на олимпиаде по русскому языку среди учащихся 6-7 классов. Прохорова Яна, Прудникова Юлия, Игнатенко Лиора стали призерами на школьном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку среди 5-7 классов. Использование интеллект – карт позволяет учащимся грамотно и логично строить свои рассуждения, что помогает им при написании сочинений и с успехом принимать участие в творческих конкурсах. К 70-летию Великой Победы сочинение Прохоровой Яны было отмечено Дипломом 1 степени и опубликовано в школьной газете «На школьной волне». Литвяков Артем (6А класс) получил Диплом 1 степени в региональном конкурсе сочинений, посвященном Российской геральдике.Ребята с успехом принимают участие во Всероссийских олимпиадах. В 2013- 2014 учебном году в дистанционной олимпиаде «ОЛИМПУС» по русскому языку приняло участие 6 учащихся. Они были отмечены Дипломами, грамотами, памятными подарками. Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты. Э. Тоффлер