Презентация Использование интеллект карт на уроке


Использование интеллект-карт в начальной школе Орноева Ж.Г. Учитель начальных классов МОБУ СОШ №26 Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л.Выготский Цель: Объект: Помочь учителям изменить способ работы на уроках независимо от возраста учащихся и предмета; развитие творческого потенциала будущего исследователя;развитие умений сотрудничать и работать в группе;Развитие у учащихся умений систематизировать информацию; Интеллект-карта учебно-воспитательный процесс преподавания некоторых предметов в начальной школе на основе интеллект - карт Гипотеза: если использовать методы и приёмы интеллект-карт, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся: умение ставить вопросы;умение выделить главное;умение делать сравнение;умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.  1 этап подготовительный 2 этап практический На первом этапе интеллект карта может использоваться в качестве наглядного пособия, составленного учителем, с целью изучения или закрепления нового материала. При этом учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания. Вторым этапом освоения метода интеллект-карт, должна стать групповая работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом ее построения, который рекомендует Бьюзен. (Прил. № 1) Учитель должен направлять и корректировать работу учащихся. Основные этапы проекта Учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа) цветные карандаши, фломастеры.Кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или, слово, обозначающее тему, проблему урока(центральное понятие). От центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации. Рисуя интеллект-карту, применяют, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки.От каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек – уточнение понятий. Алгоритм построения интеллект-карты (Бьюзен Т.) Ошибки Выбор второстепенной информацииОтсутствие связей Нерациональное распределение времени Интеллект-карта Графическое выражение восприятие обработка запоминание развитие память мышление урок с использованием технологии интеллект-карт в курсе ОРКСЭ по теме «Православие» Интеллект-карта по теме «Новейшее время» в курсе «Окружающий мир» Интеллект-карта по теме «Части речи» в курсе «Русский язык» Интеллект-карта по теме «Члены предложения» в курсе «Русский язык» подлежащее Кто? Что? Сущ. Гл.член предл. И.п. Ед.ч мн.ч. СказуемоеЧто делать? Что сделать?Глаг.Главн.член предл. ОпределениеКакой?Какая?Какое?Какие?Прилаг.Вт.чл.предл. ДополнениеР.кого?чего?Д. кому? Чему?В.кого? Что?Т.кем? Чем?П.о ком? О чем?сущ.Вт.чл. предл. ОбстоятельствоКак? Где? Куда? Когла и т.д.\наречие, сущ.Вт.чл.предл. Интеллект-карта по теме «Полезные ископаемые» в курсе «Окружающий мир» ВидыМорскойКарьерный Добычакарьер СвойстваПлотность песчаникЦвет:белый, красный, желтый,Рыхлый, сыпучий Применение: строительство, цемент бетон Песок Тема «Г.Сенкевич. Янко-музыкант» в курсе «Литературное чтение» БытиеБыл подпаскомВезде звукиБила матьБил приказчикУбегал из домаСуд старостыНаказание ХарактерГрустныйЗадумчивыйПлаксивыйВыдумщик Внеш.видХудой ЗагорелыйЛьняные волосыСветлые глазки, как побитое зеленое яблоко Дом семьяМать-поденщица ПоведениеПлакал от холода и голодаХодил в лес слушал музыку мастерил дудкиСмастерил скрипкуЗабрался в барский дом Отпуск Отпуск Бюджет Место День рождения Предметы Ремонт Отпуск Дача Бюджет Место Квартира Москва Встречи Билет Шопинг Проживание День рождения Сестра Я Предметы Гардероб Быт Ремонт Сын Критерии ожидаемых результатов достижение активной мыслительной деятельности каждого ученика в течение всего учебного времени; обеспечением эмоциональной сопричастности каждого ученика к собственной деятельности и деятельности товарищей; четкой мотивацией познавательной деятельности ученика на уроке; обеспечением рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока; наличием самостоятельной работы и творческих заданий на уроке. Неприятие инноваций частью педагогического коллектива;Непонимание частью родителей учащихся целей и задач обновления, как следствие, повышение чувства тревоги за результат в изменившихся условиях педагогического процесса; Недостаточный уровень компетентности педагогов;Возможные перегрузки учащихся и педагогов; Прогноз негативных последствий Заключение Интеллект-карты – хорошая помощь не только потому,  что сжимается информация, что анализируется, систематизируется, обобщается материал, но и потому, что  на запоминание информации тратится меньше времени: использование зрительных образов, ассоциаций  усиливает эффективность запоминания. Одна страница карты с 20-ю и более словами позволяет гораздо быстрее запомнить новую информацию и гораздо быстрее вспомнить всю информацию при повторении. Список литературы:Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.Бьюзен Т.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Раутиан А. С., Тырин С. В.,Программа «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) [Электронный ресурс] URL:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php (дата обращения: 07.04.12)Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски[Электронный ресурс] URL: http://www.iatnlp.ru