Презентация по литературе Драма Катерины Кабановой в свете христианских ценностей


Душевная драма Катерины Индивидуально-личностный и историко-культурный смысл трагедии Катерины * Завершите предложения Самое главное в жизни Катерины - …Катерина очень страдала в семье Кабановых, потому что …Катерина полюбила Бориса, потому что …Катерина никогда бы не решилась на тайное свидание с Борисом, если бы …В большей степени виновен (виновна) в трагедии Катерины …Главная причина гибели Катерины - …Катерина не сделала бы свой роковой шаг, если бы …Единственный, кто мог бы спасти Катерину – это … * Досюжетная и сюжетная история Катерины «Вольная» жизнь в родительском доме.Замужество. Одиночество в доме Кабановых. Духовная отчуждённость. Поиск «родной» души.Любовь к Борису.Попытка противостоять чувству, найдя опору в муже.Искушение ключом, полученным от ВарварыТайные свидания с Борисом во время отсутствия Тихона.Публичное покаяние в грехе.Домашняя тирания.Прощание с Борисом. Самоубийство. * Роль персонажей в судьбе Катерины Кабанова Тихон Варвара Борис «Сокрушила», подавила недоверием, подозрительностью, отвратила от Бога ханжеством Не поддержал, не понял, не защитил, не уберёг, не исполнил данных перед Богом обетов Не поняла, не остановила, подтолкнула («искусительница»). Не защитил, не спас, не сумел взять на себя ответственность * На ком лежит главная ответственность за гибель Катерины? Никого из действующих лиц нельзя назвать главным виновником трагедии. Возникает парадоксальная ситуация: виноваты все, и при этом никто не виноват. * Катерина и Кабанова Как характеризуют исследователи и литературные критики образ Кабановой?Какова, с вашей точки зрения, смысловая ёмкость образа Кабановой?Можно ли считать Кабанову главным виновником гибели Катерины?Смерть Катерины – победа или поражение Кабановой? * Сюжетная линия «Катерина – Кабанова» Сцены, в которых непосредственно общаются Катерина и Кабанова Сцены, в которых Катерина говорит о Кабановой Сцены, в которых Кабанова говорит о Катерине Семья Кабановых на прогулке (1/5)Прощание с Тихоном (2/3,5)Разговор после отъезда Тихона (2/7)Покаяние Катерины(4/4,5,6) Разговор с Тихоном и Варварой на бульваре (1/6)Разговор с Варварой перед проводами Тихона (2/2)Прощание с Тихоном (2/4)Монолог с ключом (2/10)Монолог перед встречей с Борисом (5/2)Прощание с Борисом (5/3) Поиски Катерины (5/5,6,7) * Художественные средства выражения конфликта Катерины и Кабановой Как можно определить психологическое состояние Кабановой? Какие мысли не дают ей покоя?К кому, прежде всего, обращены все слова Кабановой в первой сцене? Как она вызывает на разговор Катерину?Как можно истолковать значение первой реплики Катерины? * 1) Содержится ли что-либо оскорбительное в требованиях Кабановой? Почему они воспринимаются как форма психологического давления?2) Как Марфа Игнатьевна относится к Катерине?3) Как характеризует Катерину её стиль общения?4) Каково психологическое состояние героинь в сцене прощания с Тихоном?5) Какая реплика, произнесённая Кабановой, позволяет говорить о её некоторой деликатности?6) Почему Катерина просит Тихона взять с неё клятву верности? * 7) Кого Кабанова сразу после покаяния Катерины невольно обвинила в случившемся?8) От каких персонажей мы узнаём о том, как Кабанова «наказала» Катерину? Можно ли по этим фактам сделать вывод, что она воспользовалась возможностью, чтобы сжить невестку со свету?9) О чём говорят диалоги Катерины и Кабановой? Что больше всего тревожит Марфу Игнатьевну в Катерине? * Психологические основы взаимоотношений Катерины и Кабановой Психологические характеристики Кабановой Психологические характеристики Катерины Нравственный и духовный максимализм Твердость в вере, убеждённость, что греху нет оправдания Неспособность пойти на нравственный компромисс Духовная сила Воля Стремление к воле Способность чувствовать глубинную сущность людей, с которыми она общается Погружённость в себя; субъективное восприятие тех, кто её окружает * Прикованность к земле, строгое соблюдение установленного порядка Устремлённость ввысь, в небеса Признание святости существующего порядка Стремление скрыть от всех и от себя свои потаённые мысли, глубокие чувства, опасения Способность предвидеть Расчётливость Отсутствие всякого расчёта Стремление властвовать над людьми Самодостаточность Способность нести ответственность за других Сосредоточенность только на своём душевном состоянии * Стремление основывать общение с близкими на страхе и строгом соблюдении установленного порядка Стремление основывать всё на любви Грубость, пренебрежительность, бесцеремонность Смиренность, нежность, а порой и резкость * Катерина и Борис Что пробудило в душах Катерины и Бориса любовь друг к другу?Некоторые исследователи сближают образ Бориса с образом Святого Бориса (Борис и Глеб). Насколько оправданно такое сближение?Как соотносятся чувства Бориса и Катерины? Мог ли Борис принести Катерине счастье?Можно ли считать, что характер Бориса противопоставлен Тихону? * Трагедия Катерины в религиозно- философском осмыслении Ангельское состояние чистоты - помысл о грехе – искушение (Варвара – искуситель) – грех – покаяние – уныние – искушение – гибель.Ночной Калинов – это город, где нет ни рая, ни тишины. Это мир языческой вакханалии любви.На свидание с Борисом приходит христиански настроенная «дневная» Катерина, более всего боящаяся греха, а заканчивает свидание - «ночная» («Не жалей, губи меня»). * Пространственное выражение пути Катерины от святости к греху. Небо – (Господь, молитва, святость, чистота, духовная высота, гроза); высокий берег – (стремление летать, стремление к воле);Дом – (пространство нелюбви, неволи).Овраг – (нравственное падение, отказ от исполения заповедей)Омут (преисподняя, геенна огненная, самоубийство – знак отречения от Христа)Язычница – святая – грешница – язычница. * Неизбежность или ошибка? Был ли сокрыт в душе Катерины путь к спасению? Почему она не смогла обрести его?Что ждало бы Катерину в жизни? Плохое Хорошее * Выводы Трагедия героини А.Н. Островского может быть осмыслена в разных аспектах. Катерина не нашла сама путь к спасению, а подсказать его ей было некому. Пьеса Островского рассказывает о трагическом одиночестве человека (не только Катерины, а каждого персонажа, живущего в мире, запечатлённом автором). Причина трагедии в противоборстве разных состояний мира, различных аспектов жизни.