Презентация к выступлению на тему: Уроки литературного чтения и духовно-нравственное воспитание школьников


Уроки литературного чтения и духовно-нравственное воспитание школьников Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ Михневская НОШ Л.В. Лаврухиной (февраль 2016 года) Одна из главных задач педагогов: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа. Воспитание духовное определяется как воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие человека; воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учётом общественных моральных требований и норм. Знакомство с духовно-нравственными понятиями, формирование основных духовно-нравственных качеств личности – одна из задач уроков литературного чтения. Литература как часть культуры знакомит обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребёнка, его воспитание. А главной задачей данного курса является освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности. Главным условием решения данной задачи является организация личностно-значимого для обучающегося полноценного чтения и анализа художественных произведений. Система нравственного воспитания, реализуемая на уроках литературного чтения, выстроена в логике развития и углубления нравственных представлений обучающихся путём осмысления ими основных личностных качеств человека: интеллектуальных, волевых, эмоциональных; качеств, характеризующих отношение человека к другим людям, к себе, к Родине и государству, к добру и злу; стремления человека к добру и свободолюбию; особенностей русского национального характера, его патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма. Нравственные представления и качества 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс       Патриотизм  Любовь к природе родного края(Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»,А.С.Пушкин «…Под голубыми небесами…»,А.К.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»,Г.М.Новицкая «Берёза») Родной дом, родители, малая родина(И.З.Суриков «Детство»,Т.М.Белозёров «Пельмени»)Ответственность за красоту природы, за животных и птиц(Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»,В.Ю.Драгунский «Он живой и светится…»,М.Вейцман «Лилия») Народные черты: сметливость, талантливость, щедрость, душевность(бытовые сказки,народная сказка «Деревянный орёл»,П.П.Бажов «Серебряное Копытце»)Защита Родины – великая традиция нашего народа(былины,русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»,С.Г.Георгиев «Дедушка») Любовь к Родине, осознание её культурных традиций, защита её духовных ценностей(М.Ю.Лермонтов «Бородино»,Н.М.Рубцов «Звезда полей во мгле заледенелой…»,С.Я.Маршак «Ты много ли видел на свете берёз?..»,Ю.И.Коваль «Чистый Дор»)Участие детей в социальной жизни общества(В.П.Астафьев «Бабушка с малиной»,Э.Н.Успенский «25 профессий Маши Филипенко») Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребёнка(программа по литературному чтению В.А.Лазаревой       Гуманизм, человечность,великодушие, сердечность, милостливость, добродушие Сострадание, сердечное отношение ко всему живому(К.Д.Ушинский «Жалобы зайки»,И.А.Крылов «Чиж и голубь»,Л.Н.Толстой «Лев и мышь») Сердечность, забота друг о друге(Т.М.Белозёров «Пельмени»,В.А.Осеева «До первого дождя»,В.К.Железников «Солдат на посту»,А.И.Приставкин «Портрет отца»,Ю.Ф.Ярмыш «Добрый Клён»)Деятельная любовь(Б.Брехт «Зимний разговор через форточку»)Милостливость, безусловность материнской любви(Н.М.Артюхова «Большая берёза»,В.П.Астафьев «Белогрудка»)Добродушие, юмор(В.Д.Берестов «Бабушка Катя»,В.В.Голявкин «Как я под партою сидел»,В.Ю.Драгунский «Надо иметь чувство юмора») Великодушие(П.П.Бажов «Серебряное Копытце»,Г.Х Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»Наказание за чёрствость и эгоизм, награда за сердечность и доброту(русская народная сказка «Баба Яга»,японская сказка «Земляника под снегом»,А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка») Самопожертвование в любви, жертвенность(Г.Х.Андерсен «Ромашка»,Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»)Вера в победу добра, в великодушие человека(В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»,Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»,К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»)    Героизм, отвага, верность Решительность, настойчивость(русская народная сказка «Лиса и заяц»,И.П.Токмакова «Я ненавижу Тарасова…») Смелость как преодоление страха(Л.Н.Толстой «Прыжок»)Верность в дружбе(В.Ю.Драгунский «Друг детства»,Я.Л.Аким «Друг»,Л.Н.Толстой «Лев и собачка») Способность на поступок(В.К.Железников «Рыцарь»,С.Г.Георгиев «Дедушка»)Основа героизма – любовь к Родине, родному народу(русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»,былины)  Отвага, благородство, честь(Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»,Ю.П.Левитанский «Мальчики»,Н.М.Языков «Пловец»)Героизм обыденности(А.П.Платонов «Неизвестный цветок»,В.П.Крапивин «Путешественники не плачут»)     Долг,ответственность Долг перед родными и близкими. Ответственность за слабого(И.П.Токмакова «Это ничья кошка…»,Д.Биссет «Орёл и овечка»,Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»,В.А.Осеева «Сыновья»)   Ответственность за дело(М.М.Зощенко «Пора вставать!»,Ответственность за другого(русская народная сказка «Гуси-лебеди»,В.Д.Берестов «Если хочешь пить…»,Ю.Ф.Ярмыш «Добрый Клён»,А.П.Платонов «Ещё мама»,Л.Н.Толстой «Прыжок»,Я.Л.Аким «Мой верный чиж») Ответственность за свою судьбу(К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»,Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка»,Э.Н.Успенский «Неудачник»)  Долг и ответственность за тех, кто поверил тебе(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,А. де Сент - Экзюпери «Маленький принц»,В.Д.Берестов «Мужчина»,Ю.И.Коваль «Чистый Дор»,Н.И.Дубов «Беглец»,Г.И.Полонский «Никто не поверит»)       Сплочённость, коллективизм Забота и помощь в семье(Л.Н.Толстой «Отец и сыновья»,В.Осеева «Хорошее») Дружба, дружеские отношения(С.Я.Маршак «Друзья – товарищи»,В.А.Осеева «До первого дождя»)Преодоление личного эгоизма в дружбе и любви(Н.М.Артюхова «Большая берёза»,В.К.Железников «Солдат на посту»)   Общинность русского мира и сознанияП.П.Бажов «Серебряное Копытце»,К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»,С.Г.Георгиев «Дедушка»,Н.М.Рубцов «Хлеб») Народ и человечество как единый коллектив, сплочённость людей, стремление к справедливости(М.Ю.Лермонтов «Бородино»,А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»,А.И.Куприн «Бедный принц»,В.П.Астафьев «Бабушка с малиной»,Ю.П.Левитанский «Мальчики»)    Совесть,совестливость Бессовестность(русская народная сказка «Лиса и козёл»)Формирование совестливости через внешнее моральное требование(Л.Н.Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек») Стыд за плохой поступок, формирование самооценки(Н.М.Артюхова «Большая берёза»,А.И.Приставкин «Портрет отца»,Б.В.Заходер «Серая звёздочка») Формирование самооценки, самоконтроля(Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка»,К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»,Б.С.Житков «Как я ловил человечков») Нравственная норма как мотив поведения(А. де Сент - Экзюпери «Маленький принц»,Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»,К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»,В.П.Крапивин «Путешественники не плачут»,О.Е.Григорьев «Витамин роста») К завершающему этапу начального литературного образования дети учатся, читая художественный текст, представлять картины, рисуемые автором, откликаются эмоционально на переживания героев произведения, оценивают их поступки, понимают мысль автора, видят отношение его к изображаемому. Кроме того, у ученика-читателя к четвёртому году изучения литературы должно сформироваться желание и умение осмысливать и оценивать свои впечатления от прочитанного и в разных формах делиться с другими людьми своими мыслями. Поэтому урок литературного чтения превращается в диалог, вернее – в полилог, заинтересованных нравственными проблемами людей, в сотворчество учителя и обучающихся, где каждый хочет поделиться своими открытиями. Центральной нравственной проблемой, цементирующей содержание учебника, его литературный материал, является проблема ответственности, деятельной любви и заботы о любимых. Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует:приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей православия;способствует их укоренению в детском уме и сердце;вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви; способствует восприятию интереса к отечественной истории;воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;вводит детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному;создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений. Слово писателя обязательно отзовётся в душе ребёнка и заложит фундамент дальнейшего нравственного развития и воспитания детей.