Методическая разработка классного часа на тему Право на защиту чести и достоинства.


Тема: «Право на защиту чести и достоинства»Классный час разработан Чебан С.Н., Чебаркульский профессиональный техникум Цель: • побуждать обучающихся к обдумыванию своих поступков и их возможных последствий. • содействовать развитию чувства сопереживания. • уяснению того, что право на ошибку не освобождает от необходимости ее исправления. 1. Анализ проблемной ситуацииВ группе № 37 произошло ЧП. Новый преподаватель немецкого языка выставил оценки за первое полугодие. Оказалось, что «хорошист» Сергей получил «неудовлетворительно». В течение полугодия у него были двойки. Оценка стала предметом споров и среди учеников, и среди учителей. А началось все еще в начале учебного года, когда сразу после окончания института в техникум пришел новый преподаватель немецкого языка. И вот на одном из уроков, когда шло объяснение нового материала, преподаватель увидел, что Сергей читает какую-то книгу. Объяснение было прервано, книга «конфискована». На перемене Сергей потребовал срочно вернуть книгу. Он признался, что обещал подготовить доклад к уроку по истории, дома не успел и потому решил это сделать на уроке немецкого языка. Сейчас ему надо выступить с докладом, а книги нет. Признание Сергея возмутило педагога, и он объявил, что Сергей получит книгу назад, когда подготовит хороший ответ по его предмету.  Вопросы к группе: -Имел ли Сергей право на уроке немецкого языка готовиться к другому предмету? (Нет). -Имел ли право педагог забрать книгу у Сергея? (Лучше было бы предложить убрать книгу, но если забрал, то после урока ее желательно вернуть, так как это может помешать работе на уроке истории). -справедливо ли требование Сергея вернуть ему книгу? (Сергей имеет право получить книгу обратно, но желательно извиниться и попросить книгу).  После обсуждения обстоятельств, приведших к ЧП, рассказ, как развивались события дальше. В этот же день Сергей не смог выступить с докладом на уроке истории. А на следующий урок немецкого языка он подготовил ответ. Педагог вернул ему книгу, но отношения между ними стали портиться. Сергей и его друзья начали подтрунивать над молодым преподавателем вначале безобидно, но со временем все грубее и циничнее. Учитель смущался, переживал и вызывал Сергея на каждом уроке, а он отвечал все хуже и хуже. Педагог начат ставить ему «неудовлетворительно», в ответ Сергей становился все злее, его действия стати походить на издевательство.  Вопросы к группе:-Как можно оценить действие Сергея по отношению к педагогу' (Это было похоже на месть, стремление «наказать» преподавателя). -Могли ли действия оставаться безнаказанными? Прав ли педагог, усилив требования к ответам Сергея? (Преподаватель имеет право вызывать любого учащегося на каждом уроке, но критерии оценки должны быть одинаковы для всех). -Как, по вашему мнению, можно было предотвратить этот конфликт? (Преподавателю желательно попытаться поговорить с Сергеем с глазу на глаз, и если нужно, извиниться. Сергею следовало бы посмотреть на свое поведение с позиции учебных обязанностей, умения простить и умения извиниться, а учащимся - не поддерживать акты «мести» Сергея). -Перечислите права и обязанности обучающихся. (Права: на уважение их личности, на справедливую оценку знаний, на объяснение нового материала в доступной и понятной форме). (Обязанности: уважать труд педагога и его, как личность, выполнять ВСР и требования дисциплины). -Каковы права и обязанности педагогов? (Право на уважение их личности и труда, право требовать соблюдения дисциплины, оценивать ответы учеников). (Обязанности: уважать личность ученика и его труд, владеть методикой преподавания, давать пояснения по выставляемым оценкам, помогать ученикам в учебном году.)  Подведение итогов-Права и обязанности студентов и преподавателей взаимосвязаны. Невыполнение обязанностей учениками влечет за собой нарушение прав преподавателя и наоборот. Существует определенное равенство в правах учеников и педагогов, а вот обязанности преподавателя очень сложны, так как его работа связана с процессом воспитания личности. Кроме того, каждый человек (и преподаватель, и ученик) имеет право на ошибку. Это право надо понимать не как возможность ошибаться и оставаться безнаказанными: право на ошибку предполагает желание и умение исправить эту ошибку, чтобы ее не повторять. Если вдуматься, что весь процесс учебы в техникуме строится на том, что обучающиеся имеют право на ошибки, а преподаватель учит их правилам, умению находить ошибки и исправлять их. В отношениях между преподавателями и учениками тоже существует свои правила, бывают и ошибки, но важно стремиться понять друг друга. Сочинение старшеклассника на тему «Что такое счастье?» состоит из одной фразы: «Счастье - это когда тебя понимают!» (к/ф «Доживем до понедельника»).  работа над ошибкамиЭто не совсем привычная для студентов работа над ошибками. Вы попытаетесь подметить «ошибки» во взаимоотношениях обучающихся и педагогов. Надеемся, наше обсуждение конфликта Сергея и преподавателя немецкого языка может вам помочь. ИсточникиШуманкова С.А., Манкевич Н.М. Право на защиту чести и достоинстваhttp://mgplm.org/publ/2-1-0-25