Презентация к интегрированному уроку по литературе и географии М. В. Ломоносов,ученый, поэт


«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Б. Шергин Михаил Васильевич Ломоносов Сын простого рыбака из захудалой деревни на дальней северной окраине России, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской академий наук, дворянином, учёным, признанным в России и всей Европе. За всю историю России ни один крестьянин не прошёл такой путь. Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к 16 веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич были жителями Курострова. Как и у большинства крестьян-поморов, основными их делами были рыбная ловля и зверобойный промысел.В начале 18 века семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом – около 67 кв. сажен, но главным источником благосостояния являлся морской промысел. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов 18 века сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. «В целой России в начале 18 века едва ли была какая иная область для появления Ломоносова, кроме Двинской земли, с более благоприятною историческою почвою и более счастливыми местными условиями» – утверждал историк В.И. Ламанский. Беломорский Север в те времена был одним из самых деятельных мест. Тут жили потомки новгородцев, не знавшие крепостного права «черносошные крестьяне»: суровые, предприимчивые и умевшие за себя постоять. Они не знали барщины и отбывали большинство повинностей в денежной форме, что способствовало усилению товарного хозяйства и развитию торговли и ремесел. Деревня Мишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове. Согласно писцовым книгам, именно в Мишанской 8 ноября (19-го по новому стилю) 1711 года у помора Василия Ломоносова родился сын . Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке Денисовка, на севере России, близ г.Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлом Ломоносовым. С 8 лет Михайло Ломоносов стал ходить с отцом в море. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе они ходили как в далекий Северный Ледовитый океан – к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние Соловецкие острова. Могучая северная природа открыла необъятный простор для наблюдений и запечатлелась в памяти будущего ученого. Есть много версий о том, кто научил Ломоносова азбуке. Читать и писать могли обучить многие, но сделать его подлинно грамотным человеком - хорошо подготовленные наставники-старообрядцы, знающие церковнославянский язык, риторику, стихосложение, иконопись и умеющие этому обучить. «Врата учености» Первые учебники В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. По другим источникам,его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть. «принужден был читать и учиться…в уединенных и пустых местах» Путь Ломоносова В Москву Холмогоры Москва Сын крестьянина-помора из деревни Денисовка около Холмогор в устье северной Двины, он в 19 лет отправился пешком в Москву. Славяно–греко–латинская академия в Москве В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами. Указом Синода в 1728 году было запрещено принимать в Академию «помещичьих людей и крестьянских детей». Явившись к ректору Академии Герману Копцевичу, Ломоносов назвал себя сыном холмогорского дворянина, а на «словесном расспросе» обнаружил светлый ум и страсть к наукам. 15 января 1731 года он был зачислен учеником Академии, но посажен в самый низший класс, так как не знал латыни, на которой велось все преподавание, вместе с «малыми ребятами», которые, по его словам, над ним смеялись На уроке в академии… « Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться». Его успехи, прилежание и примерное поведение быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса. В ноябре 1735года в числе 12-ти лучших учеников отправили в Петербургскую академию наук 1736 год, Марбург, Германия Осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. Студент немецкогоуниверситета В 1741 году по приказу Академии Ломоносов возвращается в Петербург и вскоре становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук. адъюнктом называется младшая учёная должность — должность лица, проходящего научную стажировку, помощника профессора. В 1745 году Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук Он занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории. Ломоносов по-новому осознал роль и значение химии, её место среди наук, изучающих природу. Он называл химию наукой. «Слово о пользе Химии» Ломоносова. Любимая наука -химия В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Ломоносов в своейхимической лаборатории. Открытия в области химии Открыл первую химическую лабораторию в РоссииСоставил рецепт для приготовления фарфоровых массРазработал принципы новой науки «Физической химии» Диплом профессора химии Открытия в области физики Открыл закон сохранения материиСконструировал термометр Открытия в области астрономии Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света»Открыл атмосферу на Венере Открытия в области поэзии и литературы Разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика»;В 1751году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова». Ода на день восшествия Елисаветы Петровны 1747 года.  Одно из самых знаменитых произведений Ломоносова- Ода на день восшествия Елисаветы Петровны 1747 года.  В 1747 г. правительство Елизаветы увеличило ассигнования на академические нужды. Этот факт дал Ломоносову возможность воспеть самую задушевную его идею — идею высокой национально-государственной и нравственной пользы наук. Ода 1747 года по праву является одним из самых популярных поэтических произведений Ломоносова. Как по тематике (Родина, науки, прославление «тишины», мира), так и по художественной отделке это стихотворение не имеет себе подобных в одической поэзии того времени. Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец.  Открытия в области геологии Теория возникновения минералов и металловО причине землетрясений Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Михаил Васильевич составил каталог минералов России. Металлург, геолог Открытия в области географии составил «Полярную карту»;разработал приборы для морского кораблевождения;доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды);доказал возможность Северного морского пути в Индию Глобус Ломоносова Ломоносов - художник Открыл секрет изготовления смальтыИзготовил 40 мозаичных картинИзбран почетным членом Петербургской Академии художествОткрыл мозаичную мастерскую В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. НАГРАДЫ – Орден Ломоносова  Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства. Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют. М.В.Ломоносов