Урок-презентация «Что такое истинный шедевр?» по рассказу О. Генри «Последний лист»


2012 г. Урок литературы в 6 классепо творчеству О. ГЕНРИ(Образовательная система «Школа 2100»)Автор – Зуева Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 9г. Ржева Тверской области Что такое истинный шедевр(по рассказу О. Генри «Последний лист»). Цель урока: 1) познакомить обучающихся с личностью и творчеством американского новеллиста, романиста, журналиста О. Генри; 2) на примере анализа новеллы «Последний лист» доказать, что творчество было единственным содержанием жизни О. Генри; 3) формировать читательский вкус шестиклассников. УИЛЬЯМ СИДНЕЙ ПОРТЕР 1862 - 1910 Листаем страницы биографии писателя… (работа строится на фрагментах из статьи А. Аникста «О. Генри», которые представляют заранее подготовленные обучающиеся). Арестант № 34627… - Арестант № 34627,- сказал начальник тюрьмы города Колумбус, обращаясь к фигуре, облачённой в полосатую тюремную одежду. – В нашем уютном пансионе для золотоискателей в чужих карманах, стрелков по живым мишеням и нарушителей остальных восьми заповедей имеется благоустроенная аптека. В ней хранятся лекарства, излечивающие от немощей, приобретённых во время сна в придорожных канавах, головных болей от удара кастетом… Я обнаружил в вашем тёмном прошлом тот факт, что в промежуток между рождением и совершением растраты вы служили в аптеке вашего дяди С. Ку – Лапа. На основании этого вам вверяется должность тюремного ГИППОКРАТА… Арестант № 34627… Отныне, когда тюремщикгасил электричество в камерах,№ 34627 пребывал в комнате сполками, на которых стоялифарфоровые и стеклянныесосуды с латинскими надписями. Английская соль напоминала емуо юности в маленьком городкеГринзборо, где он родился в 1862году в семье доктора и был воспитантёткой, так как мать рано умерла. по окончании школы поступил учеником к своему дяде-провизору 2 года, проведённые в Техасе, куда он поехал для поправки здоровья: ранчо, ковбои, мустанги, лампасы, кольты Остин, Хьюстон… Поиски заработка, смена профессии Домик О.Генри в Техасе Арестант № 34627 Взвешивая порции лекарств для порошков, арестант вспоминал… Обретение душевного покоя, счастья:ежемесячное жалование бухгалтера маленького банка,любимая жена, подарившая ему чудесную дочурку… В этом доме он был счастлив Счастье длилось недолго… - накануне предстоящей ревизии обнаружилось, что в кассе банка не хватает крупной суммы. Искать виновника было некогда, на милосердие суда рассчитывать не приходилось; - решение – оставить семью и отправиться в скитания. Центральная Америка Южная Америка ГОДЫ СКИТАНИЙ Фантасмагория, в которой перемешалось всё: президенты и бананы, веера и кинжалы, сомбреро и виски, серенады и государственные перевороты… Болезнь жены, возвращение домой… Любовь сильнее инстинкта самосохранения… «…Вильям Сидней Портер, именем закона вы арестованы». Арестант № 34627 …Он сидел в холодной тюремной аптеке, среди банок, склянок, пробирок, весов, и думал о том, что скоро Рождество, что дочка проснётся утром и заглянет в чулок, висящий у кроватки, ища подарки от Деда Мороза, а подарка не будет, потому что у него, № 34627, нет денег для посылки родным на покупку подарка. Арестант № 34627 Он рассеянно взял лист бумаги и стал писать крупным красивым почерком: «Рождественский подарок, рождественский подарок…» И вдруг перо остановилось. Номер 34627 вспомнил далёкие времена, когда он был весёлым Билли Портером, как любовь к шуткам побудила его незадолго до бегства издавать юмористическую газету, в которой он печатал свои рассказы и юморески, веселившие обитателей города… Рождение писателя О.ГЕНРИ «Почему бы не попробовать опять?- подумал арестант 34627. Он стал жить одной мыслью: написать рождественский рассказ, послать его в журнал и заработать деньги на подарок дочери. ..Он расскажет о бродяге, у которого нет ни дома, ни работы, ни семьи, - о том, как он провёл рождественскую ночь. «Рождественский подарок Свистуна Дика» - так назывался этот рассказ, напечатанный в рождественском номере «Журнала Мак-Клюрс» в 1899 году. Арестант, написавший рассказ, подписал его именем «О. Генри», первым пришедшим ему в голову… Дочь арестанта 34627 в светлый день Рождества нашла в своём чулке подарок от Деда Мороза. О. ГЕНРИ № 34627 пересталсуществовать. Появился писатель Творчество было единственнымсодержанием жизни О.Генри. Но творить свободно он не мог:были очень требовательные заказчики, которые строго следили за тем, чтобы писатель не выходил за рамки развлекательности, не подрывалустоев «американского уклада жизни». Книжная полка Новелла О. Генри «Последний лист» Цель: на примере новеллы О.Генри доказать, что творчество – единственное содержание жизни писателя и его героев. Вопросы для обсуждения: Какое впечатление произвёл на вас рассказ О. Генри «Последний лист»? Что удивило, потрясло, показалось непонятным? Или, может быть, это произведение не заставило вас думать, размышлять о происходящем? (Обмен мнениями) - Что, по мнению автора, могло погубить Джонси, кроме её болезни? Объясните смысл фразы доктора, обращённой к Сью: «Если вы сумеете добиться, чтобы она хоть раз спросила, какого фасона рукава будут носить этой зимой, я вам ручаюсь, что у неё будет один шанс из пяти вместо одного из десяти». Самое главное, считает доктор, - это даже не лекарство, а ВОЛЯ К ЖИЗНИ. Если пациент будет думать, что он неизбежно умрёт, если не станет сопротивляться болезни, он будет иметь «один шанс из десяти». Если удастся заинтересовать больную хотя бы чем-то, связанным с жизнью, пусть даже фасоном рукавов, это уже хорошо: это значит, что подсознательно человек строит планы на будущее, надеется… Обратите внимание на фразу Сью: «Подумай обо мне, если не хочешь думать о себе! Что будет со мной?» - Автор утверждает, что каждыйнаш поступок невидимыми нитямисвязан с жизнью других людей. Сьюработала ради подруги, ухаживалаза ней, кормила её, даже лгала ради её выздоровления. - Какую мысль внушила себе Джонси?- Почему вид последнего листа, державшегося на ветке, воскресил в душе девушки желание жить? - Докажите, что Джонси раскаивалась в своей слабости и просила у подруги прощения. - Я была скверной девчонкой, Сьюди, - сказала Джонси. – Должно быть, этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти. Теперь ты можешь дать мне немного бульона, потом молока. Хотя нет: принеси мне сначала зеркальце, а потом обложи меня подушками, и я буду сидеть и смотреть… Сьюди, я надеюсь когда – нибудь написать красками Неополитанский залив… - В тексте сказано, что БЕРМАН «был злющий старикашка, который издевался над всякой сентиментальностью…». Согласны ли вы с этим утверждением? В чём состоял смысл поступка художникаБермана? Художник БЕРМАН в судьбе Джонси - Берман привязан к девушкам и искренне хотел спасти Джонси; - он, неудачник в искусстве, пьяница, всю жизнь собиравшийся создать шедевр, но живший позированием и писанием вывесок, доказал самому себе, что жизнь он прожил не напрасно, что он создал то, к чему стремился, что жизнь его не прошла бесследно и бесцельно. - Что такое шедевр? Французское слово chefd oeuvre (буквально: «голова труда», «голова творчества») – «шедевр», «образцовое произведение», «мастерски исполненная вещь». - Почему ни у автора, ни у читателя , ни у молодых героинь рассказа не возникает сомнения в том, что нарисованный Берманом на кирпичной стене лист – истинный шедевр? Это истинный шедевр: - рисунок Бермана спас жизнь человеку; - мастерство художника создавало полную иллюзию живого листочка; - художник заплатил собственной жизнью за создание своего творения. Произведение художника, несущее человеку добро, автор, читатели и героини рассказа считают ШЕДЕВРОМ. Делаем вывод: Творить добро – основная задача искусства. - С какой целью Сью рассказала Джонси о смерти художника и его последнем творении? (Сью, видимо, хотела не только почтить память Бермана, но и укрепить в своей подруге волю к жизни: теперь, когда та знает, что художник сделал ради неё, она не смеет поддаваться болезни). Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Какую роль сыграл художник Берман в судьбе Джонси?» Подготовить развёрнутый ответ на вопрос:«Какую роль играет искусство в нашей жизни? Как оно (книги, картины) помогает вам в трудной ситуации?» Используемые ресурсы урока 1. Р.И.Бунеев, Е.В. Бунеева. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия «Год после детства». Москва. БАЛАСС. 2009 г. 2. Е.С. Барова. Уроки литературы в 6 классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства». Методические рекомендации для учителя. Москва. БАЛАСС. 2005 г. 3. Материалы Интернета. Иллюстрации к произведениям О.Генри. http://Documents and Settings 4. Материалы Интернета. http://ru/wikipedia.org/wiki%CB