Комплекс упражнений, способствующих формированию межполушарных взаимодействий, улучшению процессов памяти и мышления


Учитель КГОБУ Ракитненская КШИ Козлова Алёна Владимировна Комплекс упражнений, способствующих формированию межполушарных взаимодействий, улучшению процессов памяти и мышления Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Основная цель кинезиологии Развитие межполушарного воздействия, способствующие активизации мыслительной деятельностиКинезилогические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.Применение данного метода позволяет улучшить:ПАМЯТЬВНИМАНИЕРЕЧЬПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМЕЛКУЮ МОТОРИКУСНИЗИТЬ УТОМЛЯЕМОСТЬПОВЫСИТЬ СПОСОБНОСТЬ К ПРОИЗВОЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ При этом:Коррекционно – развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. «Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка» Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария Правое Левое полушарие полушарие Виды кинезиологических упражнений Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение ) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость)Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольностьГлазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.Телесные движения развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Ученые доказали человеку для закрепления мысли необходимо движение.Упражнения для релаксации способствует расслаблению, снятию напряжения Важное условие – систематичность занятий Для результативности коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать определенные условия: Занятия проводятся утром по 10-15 минут. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя и сидя за столом. Комплекс кинезиологических упражнений для координации работы глаз и рук Цель - улучшение навыков чтения и письма, формирование визуального и пространственного восприятия, развитие координации тела и двигательных навыков. « Ленивые восьмерки» Начертить в воздухе знак бесконечности сначала левой рукой, затем правой рукой (ладони в кулак, из кулака вверх большой палец), затем двумя руками одновременно (глаза следят за большими пальцами рук). «Слон» Ухо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнения выполнять медленно, по 3-5 раз каждой рукой. Комплекс упражнений, включающий перекрестно – латеральные движения. Цель - развитие интегрированных связей между полушариями и отдельными областями головного мозга, для создания новых нейронных связей и упрочения уже имеющихся. « Ухо – нос» Правая рука касается кончика носа, левая – мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук. «Ножницы» Перекрестные движения руками перед собой, меняя правую и левую руки. « Перекрестная ходьба» Медленная перекрестная ходьба, при выполнении которой дети попеременно касаются правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения « локоть – колено».Как варианты: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом;-правая ладонь касается левой коленки и наоборот. « Цыганочка» Упражнение выполнять стоя, ритмично, под счет:Раз – левой ладонью хлопнуть по левой коленке;Два – правой ладонью хлопнуть по правой коленке;Три – левой ладонью хлопнуть по правой коленке;Четыре – правой ладонью хлопнуть по левой коленке;Пять – левой ладонью хлопнуть об левую стопу;Шесть – правой ладонью хлопнуть об правую стопу;Семь – левой ладонью хлопнуть об правую стопу;Восемь – правой ладонью хлопнуть об правую стопу;Девять – левый локоть соединить с правым коленом;Десять – правый локоть соединить с левым коленом. Упражнения для улучшения чтения и письма Необходимо определить, какие буквы чаще всего пропускаются при написании или заменяются другими буквами. Указательным пальцем одной руки ребенок пишет букву на ладони другой руки 3-5 раз. Повторяет, поменяв руки. Затем, соединяет пальцы обеих рук ладонями наружу, образовав треугольное отверстие над соединенными большими пальцами. Ребенок смотрит в отверстие и пишет руками с «окошком» проблемные буквы. Не забывайте напоминать, чтобы при написании букв он смотрел в «окошечко». В заключении можно нарисовать руками большую проблемную букву от потолка до пола скрещенными ладонями, затем, закрыв глаза, в уме.Во время письменных работ рекомендуется периодическирисовать на листочке лежачие 8 правой рукой, левой и обеими руками.Нарисовать ленивую 8, а в ней писать буквы алфавита: в правой части буквы, смотрящие направо, в левой части буквы, смотрящие налево, внизу - симметричные буквы. Периодически рисовать во время письменных работ «клеверный лист» (две 8- горизонтальную и вертикальную).« Зеркальное рисование» На листе бумаги одновременно обеими руками рисовать зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. Упражнения для развития кинестетической основы движений руки (выполняются без речевого сопровождения) «Колечко»Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. «Корзинка» Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку «Домик» Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию труба, балкон «Дом-ёжик-замок» дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести «Гусь-курица-петух» гусь – ладонь согнуть под прямым углом, пальцы вытянуть и прижать друг к другу, указательный палец согнут и опирается на большой; курочка – ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы накалываются друг на друга в полусогнутом положении; петух – ладонь поднять вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок» Дыхательные упражнения Цель – улучшение ритмики организма, развитие самоконтроля и произвольности. «Свеча» Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох. На пальчики, изображающие горящую свечу дуньте, постарайтесь одним выдохом задуть свечку.А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте свечи маленькими порциями воздуха. «Дышим носом» Исходное положение стоя. Дыхание только через левую, потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. «Ныряльщик» Исходное положение - стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. «Облако дыхания» И.п. – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем живот, руки перед грудью. Медленно выдыхаем через рот, одновременно рисуем круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Затем рисуем квадраты и треугольники. Вывод:Кинезиология является здоровьесберегающей технологией Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходит положительные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.